БЕССМЕРТИЕ - неподвластность
смерти чсл. души, духовных существ - ангелов, демонов и т.п. Убеждение
в Б. души и тех или иных бестелесных существ исповедуют представители мн.
религий - христианства, мусульманства, иудаизма и др. В наст. время в связи
с успехами реанимации мн. представители медицины пересматривают традиц.
понимание смерти как исчезновения личности, прекращения ее существования.
С христ. точки зрения смерть - кара, постигшая человечество за грех, соверш.
его предком - Адамом: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и
грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем
все согрешили» (Рим. 5, 12). Но смерть побеждена Иисусом Христом - Его
Воскресением: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15.
55); «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе
Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6. 23). Вера в воскресение Христа, знаменующее
собой Его победу над смертью и обеспечивающее возможность спасения людей
от греха и его последствия - смерти, - основа христ-ва: «Если Христос не
воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15. 14).
Христ-во учит, что человек имеет не только смертное тело, но и бессмертную
душу. По смерти тела душа отделяется от него и попадает в новые условия,
но продолжает жить сознат. жизнью. При этом «дела наши идут за нами» -
свершенное нами во время нашей земной жизни будет иметь посмертные последствия
для нашего бессмертного «я». По мнению ряда видных богословов, к к-рым
относится архиеп. Лука (в миру - крупный ученый и практик-хирург В.Ф. Войно-Ясенецкий)
(1871-1961), после смерти тела душа продолжает бесконечно развиваться в
сторону добра или зла (см. его соч. «Дух, душа и тело»). Более того - в
момент смерти тела окончательно и однозначно определяется, в сторону добра
или зла будет продолжаться развитие души. Иначе говоря, страшный и окончат.
выбор - спасти свою душу или погубить ее - мы совершаем «здесь и сейчас»
- в нашей земной жизни. Двум дорогам соответствуют два разных состояния
души после смерти тела - райское (если душа развивается по направлению
к добру) и адское (развитие ко злу). Согласно воззрениям архиеп. Луки жизнь
человека состоит из двух частей - духовной и душевной. Смерть тела - граница
перехода души из первой части ее жизни во вторую. Возлюбившие зло сами
уготовили себе вечные мучения в жизни вечной. Нас ждут ответственность
и возмездие за совершенное во время земной жизни. Указание на это же (с
большими или меньшими вариациями) содержится во всех великих религиях.
Однако стать на правильную дорогу - покаяться в своих грехах и получить
прощение от Бога - никогда не поздно. Об этом говорит евангельское повествование
о разбойнике, распятом рядом с Христом: искреннее покаяние непосредственно
перед самой смертью спасло его душу - принесло ему прощение грехов и вечную
жизнь со Христом в раю (Лк. 23, 39-43). Т.о., состояние души в момент смерти
тела может оказаться важнее всей предыдущей жизни при определении его посмертия.
Хотя душа умершего грешника не может изменить своего направления развития
и этим способствовать своему спасению, православие оставляет ей надежду
на милость Божию и помощь извне (молитвы церкви, молитвы за нее родных
и близких). Т.о., после опыта загробной жизни человек придет на Страшный
суд не таким, каким он умер на земле. После второго пришествия Христа гл.
враг человека - смерть истребится и «времени уже не будет» (Отк. 10.6).
Души умерших людей вновь обретут тела, но тела, обладающие новыми свойствами,
- они будут б. совершенны, бессмертны. Нек-рые эл-ты учения о Б. души христ.
богословие восприняло от сократо-платоновской традиции антич. философии.
О Б. иногда говорят и материалисты, понимая под ним «память» о людях и
делах их, сохраняемую потомками. Оригин. взгляд на Б. содержится в концепции
рус. философа Н.Ф. Федорова, поставившего проблему сознат. управления эволюцией
природы, последовательными этапами разрешения к-рой, по его мнению, должны
быть достижение его регуляции, а затем - победа над смертью и научное воскрешение
предков. Идеи Федорова оказали огромное (прямое либо косвенное) влияние
на развитие рус. религ. философии в целом.