БЕСПОПОВЦЫ - одно
из гл. направлений старообрядчества в 80-90-х гг. 17 в. Возникло наряду
с поповством в связи с отсутствием среди старообрядцев епископа, т.е. того,
кто имел бы право на рукоположение священников. В отличие от поповцев,
Б. утверждали, что эпоха священства закончилась, развилось учение о «бессвященносословном
состоянии» в церкви. Противоречия с половцами, гл. обр. по поводу самосожжений,
к-рые Б. активно проповедовали, вынудили их провести в Новгороде в 1692
и 1694 соборы, определившие их позиции, к-рые сводились к следующему: «духовный»
антихрист уже пришел и царствует в патриаршей церкви, священство прекратилось,
а вместе с ним и таинства евхаристии и брака, совершаемые им; оставшиеся
таинства крещения и исповеди могли совершать и миряне; категорически предписывалось
перекрещивать всех желающих перейти в Б. Соборы запрещали брак и чадорождение,
поскольку брак невозможен в отсутствие священства, а внебрачное сожительство
и рождение детей - грех; запрещалось общение Б. с представителями окружающего
их мира, не повинующиеся этим постановлениям отлучались от церкви. Новгор.
постановления, их радикальное или умеренное толкование послужило к возникновению
разл. толков и согласий Б., осн. среди них - появившиеся уже в кон. 17
в. федосеевский, поморский (даниловский) и нетовский (спасовский) толки,
от к-рых позднее откалывались др.: титловщина, филипповцы, белоризцы, скрытники,
рябиновщина, страннический, или бегунский, толк, часовенное согласие и
др.
В кон. 19 - нач. 20 в. разногласия
между Б. смягчаются, начинается процесс их консолидации вокруг поморского
толка, признающего таинство брака. По данным переписи 1912 Б. числилось
1 211 246 чсл. (реальное число гораздо больше), что составляло осн. часть
рус. старообрядчества. В наст. время объединит. тенденции в среде Б. продолжаются.
В Вильнюсе действует Высший старообрядч. совет, объединяющий Б.-брачников.
Беспоповские общины распространены в ряде областей и краев РФ, а также
в Прибалтике, Белоруссии, Украине, Молдавии, Казахстане, Польше, Румынии,
Болгарии, Германии, Бразилии (Сан-Пауло), Аргентине, Уругвае, Парагвае,
Австралии, Новой Зеландии, США, Канаде.
Лит.: Смирнов П.С.
История рус. раскола старообрядчества. СПб., 1895. Никольский Н.М. История
Рус. Церкви. Л., 1930. Миловидов В . Ф . Совр. старообрядчество. М, 1979.
Зеньковский С.А. Рус. старообрядчество. М., 1995.