РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

«БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО
СЛОВА»

«БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА»

«БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО
СЛОВА» «БЕСЕДА ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО СЛОВА» (1811-16) - лит. об-во в СПб. Явилось продолжением лит. вечеров, к-рые с 1807 устраивали поочередно у себя в домах А.С. Шишков, Г.Р. Державин, М.Н. Муравьев, И.С. Захаров. Приобретя офиц. статус, заседания Б.Л.Р.С. стали проводиться в форме ежемес. публичных чтений в заново отделанном зале державинского дома на Фонтанке в исключительно торжественной обстановке, при большом стечении представителей высшего петербургского об-ва. Популярное в кон. 19 в. представление о Б.Л.Р.С. как о средоточии отсталости и бездарности, безуспешно противостоящих «карамзинскому» направлению, не отражает дсйствит. места этого объединения в сложнейшей лит. жизни нач. 19 в. Помимо малозначит. эпигонов классицизма, в Б.Л.Р.С. входили и фигуры первостепенной культурной значимости (Г.Р. Державин, И.А. Крылов, А.С. Шишков), интересные писатели второго ряда (А.А. Шаховской, С.А. Ширинский-Шихматов) и талантливая молодежь (А.Х. Востоков, Н.И. Греч, С.П. Жихарев). Идеологич. и лит. направленность членов Б.Л.Р.С. была неоднозначна. Осн. объединяющим фактором служило предромантич. стремление определить (в противовес европеизму карамзинистов) языковые и лит. формы выражения нац. самобытности и уникальности. С др. стороны, на фоне сентимент. принципов камерности, легкости и развлекательности чтения очевидны попытки членов Б.Л.Р.С. подчеркнуть серьезность писат. и читат. труда, гос. важность и гражд. пафос лит-ры. С этими положениями, легшими на благодатную почву патриотич. подъема в об-ве накануне войны 1812, в той или иной мере связаны особая официальность заседаний Б., иерархичность ее устройства, борьба за крупные жанровые формы, высокий и простонародный стили, тенденция к созданию «трудной» поэзии, требующей усилий от читателя, интерес к «Слову о полку Игореве» и рус. фольклору, культивирование декламационного ораторского начала. В наиб. яркой и заостренной форме идеологич. и эстетич. основы Б.Л.Р.С. сформулированы Шишковым, к-рый настаивал на необходимости широко использовать в новой рус. лит-ре потенциал др.-рус. словесности во всех ее стилистич. вариантах, а развитие нац. культуры ставил в прямую зависимость от органичности развития языка, не искажаемой иностр. влиянием и «необдуманными нововведениями». Хотя Б.Л.Р.С., за редкими исключениями, не позволяла себе явных выпадов против карамзинистов (Н.М. Карамзин был даже поч. членом Б.), она быстро стала символом архаистич. лит. устремлений и обострила лит. борьбу нач. 19 в., став объектом многочисл. пародий членов «Арзамаса». После смерти Державина, когда Шишкова уже б. всего занимала Росс. Академия, Б. внезапно распалась; ее поэтич. принципы, однако, были подхвачены и переосмыслены т.н. «младшими архаистами» - А.С. Грибоедовым, П.А. Катениным, В.К. Кюхельбекером. Печ. органом Б., очень неровным по ценности представл. там соч., являлись «Чтения в Беседе любителей рус. слова» (1811-16, 19 частей).

Лит.: Пиксанов Н.К. Беседа любителей рус. слова // Новый энциклопедич. словарь. Т. 6. СПб., 1912; Тынянов Ю.Н. Архаисты и Пушкин // В его кн.: Пушкин и его современники. М., 1968; Альтшуллер М.Г. Предтечи славянофильства в рус. лит-ре: (Об-во «Беседа любителей рус. слова»). Ann Arbor, 1984.