БЕРЛИОЗ Гектор (Эктор) (1803-69)франц. композитор, дирижер, муз. писатель. Выдающийся представитель
муз. романтизма, создатель программного симфонизма нового типа (см. Программная
музыка). В 1831 Б. в Риме встретился с М.И. Глинкой, соч. к-рого в исполнении
певца Н.К. Иванова поразили его «прелестною мелодией, совершенно отличной
от всего», что он знал. В 1845 в Париже Б. принял деятельное участие в
пропаганде т-ва Глинки: включил его произв. («Рондо» из «Жизни за Царя»
и «Лезгинку» из «Руслана») в программу 3-го и 4-го муз. праздников в цирке
на Елисейских полях (4-16 марта и 25 марта - 6 апр. 1845). Опубл. в газ.
«Journal des Debats...» (4-16 апр. 1845) большую статью «Michel de Glinka».
Глинка считал Б. «самым примечательным» композитором своего времени, подчеркивая,
что он «оригинален и инструментует, как никто»; изучал его произв. В России
музыка Б. («Реквием») впервые прозвучала в концерте Г.Ромберга в СПб. в
1841. 3 и 10 марта 1847 Б. с огромным успехом продирижировал в зале Дворянского
собрания в СПб. своими соч. (увертюра «Римский карнавал», 2 ч. из симфонии
«Осуждение Фауста», 4 ч. «Фантастической симфонии»). Позднее дал концерт
в Москве и два с СПб. В.Ф. Одоевский, Н.А. Мельгунов, В.В. Стасов (статьями
о Б. начавший свою критич. деят-ность) подчеркивали новаторский характер
творчества Б. Нек-рые критики (в т. ч. А.Н. Серов и отчасти Стасов) видели
в Б. только блестящего оркестратора и дирижера. Неоднозначное отношение
к творчеству Б. сохранилось у рус. музыкантов и во время выступлений Б.
в СПб. и Москве в 1867-68, когда он встречался с Одоевским, Балакириевым,
Стасовым, Кюи, Чайковским. Оказал влияние на творчество нек-рых рус. композиторов.
Лит.: Серов А.Н. Избр.
статьи. Т. 1. М., 1950; Кюи Ц. Избр. статьи. Л., 1952; Чайковский П. Муз.-критич.
статьи. М., 1953; Петухов М. Гектор Берлиоз в России. СПб., 1881.