БЕРДЯЕВ Ник. Ал-др. (1870-1948)
- философ, религ. мыслитель, публицист. Род. в Киеве в аристократич. семье.
Учился в Киев. кадет. корпусе, затем в Киев. ун-те. Увлекся марксизмом,
был исключен из ун-та и выслан в Вологду. «Марксистский» период творчества
Б. был кратковременным, и уже первая его крупная филос. работа «Субъективизм
и индивидуализм в обществ. философии» (1901) намечала движение «от марксизма
к идеализму» - в направлении, к-рым в это же время шли также С.Н. Булгаков,
П.Б. Струве, С.Л. Франк. Переехав в 1904 в СПб., Б. сотрудничает с деятелями
рус. религ. возрождения, участвует в ж. «Новый путь» и «Вопросы жизни».
Период становления оригин. философии Б. открывается его участием (вместе
с Булгаковым и Струве) в сб. «Проблемы идеализма» (1902), а завершается
монографиями «Философия свободы» (1911) и «Смысл творчества» (1916), где
развернуто изложены основные идеи его метафизики. Идейные истоки последней
- нем. мистика (Экхарт, Бёме и др.), нем. классич. философия и идеи Вл.
Соловьева (в частности, его понимание Абсолюта как Сущего), к-рые Б., однако,
развивал в направлении, противоположном «метафизике всеединства» и греко-византийскому
влиянию в рус. религ. философии, делая акцент на проблемах личности и свободы.
По возвращении из Парижа, где Б. сблизился с Д.С. Мережковским и его кругом,
он участвует в Москве в деятельности религ.-филос. об-ва памяти Вл. Соловьева,
выступает одним из авторов программного сб. «Вехи» (1909), в к-ром осуждался
материализм и радикализм рус. интеллигенции и предсказывалась грозящая
России моральная и социальная катастрофа. Третий, «исторический», период
творчества Б. открывается участием его в сб. «Из глубины» (ст. «Духи рус.
революции», 1918) и кн. «Философия неравенства» (написана в 1918), а завершается
работой «Новое средневековье» (1923), принесшей автору мировую известность.
Тема работ этого периода - выявление всемирного значения («отрицательной
миссии») и космич. смысла рус. революции. Б. создает в Москве Вольную акад.
духовной культуры (1918-22), преподает в Моск. ун-те, но вскоре изгнан
оттуда властями. После арестов в 1921 и 1922 выслан вместе с группой философов
и ученых за пределы страны. В Берлине Б. изд. ряд трудов, подводящих итог
«историческому» периоду (от отд. идей к-рого, сложившихся под влиянием
К. Леонтьева, философ впоследствии отказался), и переезжает в Париж. В
«парижский» период деятельности (с 1925) Б. создает наиб. значит. произв.
и формулирует свою философию экзистенциального персонализма. Возглавляет
Религ.-филос. акад. в Париже (1925-40), редактирует ж. «Путь». В сер. 30-х
гг. выступил в защиту софиологии о. Сергия Булгакова от нападок со стороны
православных традиционалистов. Один из лидеров европ. интеллектуальной
элиты, виднейший представитель религ. направления в экзистенциализме, Б.
в годы 2-й мировой войны испытывал иллюзии о возможности скорой либерализации
режима в СССР, сменившиеся потом глубоким разочарованием.
Соч.: Собр. соч. Paris,
1989-1991. Т. 1-4; Смысл истории. М., 1990; О назначении человека. М.,
1993; Философия свободного духа. М., 1994; Царство духа и царство Кесаря.
М., 1995.