РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БЕРДЯЕВ Ник. Ал-др.

БЕРДЯЕВ Ник. Ал-др.

БЕРДЯЕВ Ник. Ал-др. БЕРДЯЕВ Ник. Ал-др. (1870-1948) - философ, религ. мыслитель, публицист. Род. в Киеве в аристократич. семье. Учился в Киев. кадет. корпусе, затем в Киев. ун-те. Увлекся марксизмом, был исключен из ун-та и выслан в Вологду. «Марксистский» период творчества Б. был кратковременным, и уже первая его крупная филос. работа «Субъективизм и индивидуализм в обществ. философии» (1901) намечала движение «от марксизма к идеализму» - в направлении, к-рым в это же время шли также С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, С.Л. Франк. Переехав в 1904 в СПб., Б. сотрудничает с деятелями рус. религ. возрождения, участвует в ж. «Новый путь» и «Вопросы жизни». Период становления оригин. философии Б. открывается его участием (вместе с Булгаковым и Струве) в сб. «Проблемы идеализма» (1902), а завершается монографиями «Философия свободы» (1911) и «Смысл творчества» (1916), где развернуто изложены основные идеи его метафизики. Идейные истоки последней - нем. мистика (Экхарт, Бёме и др.), нем. классич. философия и идеи Вл. Соловьева (в частности, его понимание Абсолюта как Сущего), к-рые Б., однако, развивал в направлении, противоположном «метафизике всеединства» и греко-византийскому влиянию в рус. религ. философии, делая акцент на проблемах личности и свободы. По возвращении из Парижа, где Б. сблизился с Д.С. Мережковским и его кругом, он участвует в Москве в деятельности религ.-филос. об-ва памяти Вл. Соловьева, выступает одним из авторов программного сб. «Вехи» (1909), в к-ром осуждался материализм и радикализм рус. интеллигенции и предсказывалась грозящая России моральная и социальная катастрофа. Третий, «исторический», период творчества Б. открывается участием его в сб. «Из глубины» (ст. «Духи рус. революции», 1918) и кн. «Философия неравенства» (написана в 1918), а завершается работой «Новое средневековье» (1923), принесшей автору мировую известность. Тема работ этого периода - выявление всемирного значения («отрицательной миссии») и космич. смысла рус. революции. Б. создает в Москве Вольную акад. духовной культуры (1918-22), преподает в Моск. ун-те, но вскоре изгнан оттуда властями. После арестов в 1921 и 1922 выслан вместе с группой философов и ученых за пределы страны. В Берлине Б. изд. ряд трудов, подводящих итог «историческому» периоду (от отд. идей к-рого, сложившихся под влиянием К. Леонтьева, философ впоследствии отказался), и переезжает в Париж. В «парижский» период деятельности (с 1925) Б. создает наиб. значит. произв. и формулирует свою философию экзистенциального персонализма. Возглавляет Религ.-филос. акад. в Париже (1925-40), редактирует ж. «Путь». В сер. 30-х гг. выступил в защиту софиологии о. Сергия Булгакова от нападок со стороны православных традиционалистов. Один из лидеров европ. интеллектуальной элиты, виднейший представитель религ. направления в экзистенциализме, Б. в годы 2-й мировой войны испытывал иллюзии о возможности скорой либерализации режима в СССР, сменившиеся потом глубоким разочарованием.

Соч.: Собр. соч. Paris, 1989-1991. Т. 1-4; Смысл истории. М., 1990; О назначении человека. М., 1993; Философия свободного духа. М., 1994; Царство духа и царство Кесаря. М., 1995.

БЕРДЯЕВ Ник. Ал-др.

Н.А. Бердяев