РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БЕНУА Ал-др Ник.

БЕНУА Ал-др Ник.

БЕНУА Ал-др Ник. БЕНУА Ал-др Ник. (1870-1960) - сын Н.Л. Бенуа, живописец, график, художник, историк иск-ва, критик. Учился в Петерб. ун-те на юридич. ф-те (1890-94). Живописью занимался под рук. Альберта Бенуа. Идейный вдохновитель и организатор худож. объединения «Мир искусства», первонач. сложившегося как «кружок самообразования» молодых, увлеч. иск-вом и историей «дилетантов», объедин. родством, учебой в г-зии К. Мая и в Петерб. ун-те (Б., В. Нувель, Д. Философов, К. Сомов, С. Дягилев, А. Нурок, Е. Лансере). Участвовал в выставках «Общ-ва русских акварелистов» (с 1891). С 1898 выходит ж. «Мир искусства», в к-ром Б. становится соредактором С.П. Дягилева, впоследствии он гл. теоретик и один из ведущих авторов. Один из гл. сотрудников ж. «Старые годы» (1907-16). В 1911-17 вице-пред. «Об-ва защиты и сохранения в России памятников искусства и старины». В 1918-26 гл. хранитель картинной галереи Эрмитажа в Петерб. Декларированный Б. принцип «эстетического универсализма» предопределил необычайно широкий круг его творч. устремлений. Для Б.-художника интерес к истории творчества воплотился в работах, посвящ. Франции 18 в., СПб. и его окрестностям. Серии картин: «версальская» («Последние прогулки Людовика XIV», 1897; «Купание маркизы», 1906) и «русская» («Парад при Павле I», 1907; «Выход Екатерины II в Царском Селе», 1909), цикл «Пб. и пригороды» - своеобразный изобразит. комментарий к статьям и монографиям Б. Писал пейзажи «Бретань» (1897), портреты «В.Серов» (1899); «А. Остроумова-Лебедева» (1915). Для Б.-живописца характерно сочетание ретроспект. мечтательности и подробной передачи особенностей конкр. обстановки. Б.-иллюстратору присущ исключит. интерес к рисунку как украшению текста и иллюстрац. сериям (заставка и илл. к изд. «Пиковой дамы», «Капитанской дочки», 1904, «Медного всадника», 1903, и др. произв. А.С. Пушкина и т.п.). Б. - автор обширной программы пропаганды рус. иск-ва: ред. ж. «Художественные сокровища России» (1901-03), орг-ция выставки «Два века рус. живописи и скульптуры» (1906, Париж) и - отчасти - «Русских сезонов», замысел к-рых принадлежит Б. и С. Дягилеву. С 1908 в Париже «Русские сезоны» открылись оперой М. Мусоргского «Борис Годунов» в декорациях Б., А. Головина, И. Билибина. Для «Русских балетных сезонов» Б. в качестве художника принял участие в создании спектаклей: «Павильон Армиды» на муз. Н. Черепнина (1909, Б. - автор либретто), «Сильфиды» («Шопениана», 1909), «Жизель» А.Адана (1910), «Соловей» И. Стравинского (1914). Любимым детищем Б. явилось оформление балета «Петрушка» И. Стравинского (1911), неоднократно воспроизв. на сценах мн. т-ров. В 1914 разработал декорац. идеи «Золотого петушка» М. Римского-Корсакова, блестяще осуществл. художницей Н. Гончаровой. Монография «Франсиско Гойя» (1908), капитальный труд «История живописи всех времен и народов» (1910-11) и множество статей по иск-ву, опубл. Б., выполняли общие цели пропаганды. Театр. дебют Б.- оп. С. Танеева «Честь Амура» (1900, сцена Эрмитажного т-ра). Для Мариинского т-ра оформил спектакли «Гибель богов» Р. Вагнера (1903) и «Павильон Армиды» Н. Черепнина (1907), для т-ра В.Ф. Комиссаржевской - «Праматерь» Ф. Грильпарцера, 1908. В 1907-08 - гл. худож. и консультант «Старинного театра», в 1912-13 - постановщик (совм. с К.С. Станиславским) и художник мольеровских спектаклей МХТ «Тартюф», «Мнимый больной, «Брак поневоле». С 1913 Б. по предложению В.И. Немировича-Данченко - содиректор МХТ, где оформил «пушкинские спектакли» («Моцарти Сальери», «Кам. гость», «Пир во время чумы», 1913-15) и комедию К. Гольдони «Хозяйка гостиницы», 1913. В 1920-26 активно сотрудничал с БДТ: «Венецианский купец» У.Шекспира (1920, художник и сорежиссер), «Царевич Алексей» Д. Мережковского (1920), «Слуга двух господ» К. Гольдони, «Лекарь поневоле», «Смехотворные прелестницы» Ж.-Б. Мольера (1931), «Грелка» Мельяка и Галеви (1923), «Женитьба Фигаро» П.-О. Бомарше (в собств. постановке, 1926). С 1927 жил в Париже, работал преим. как художник т-ра; оформлял спектакли на сценах Парижа, Милана, Рима, Буэнос-Айреса, Каунаса.

К семье Бенуа принадлежат также Зинаида Серебрякова, художница, Н.Е. и Е.Е. Лансере, архитектор и художник.

Ал-др Ник.

А.Н. Бенуа. «Парад при Павле I»