РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БЕЛЫЙ СТИХ

БЕЛЫЙ СТИХ

БЕЛЫЙ СТИХ БЕЛЫЙ СТИХ - 1) В широком смысле всякий нерифмованный стих. 2) Нерифмов. стих новоевроп. силлабич. и силлабо-тонич. поэзии. 3) В узком смысле - нерифмован. 5-стопный ямб; термин чаще употребляется во 2-м значении. Б.С. впервые появляется в нач. 16 в. в Италии как средство имитации антич. поэзии, не знавшей рифмы. Особую популярность приобретает в Англии, гл. обр. как драматич. стих. Первые европ. образцы Б.С. надолго закрепили за ним 5-стопный ямб (и др. его европ. аналоги), отсюда - узкое значение термина. Из эпич. и драм. жанров Б.С. перешел в романтич. элегию и лирич. свободный стих. Рус. поэзия впервые обращается к Б.С. в 18 в., используя для имитации его в «высокой» поэзии античного (А.П. Сумароков, Г.Р. Державин и др.), в «низкой» - нар. стиха, в к-ром структурную роль рифмы играла клаузула («Илья Муромец», 1794; ранние стихи Н.М. Карамзина). На рубеже 18-19 вв. рус. Б.С. переходит из лирики в эпос (А.Н. Радищев, С.С. Бобров). Нач. 19 в. закрепляет за Б.С. 5-стопного ямба всю серьезную драму («Борис Годунов» А.С. Пушкина и др.). В этот период характерной чертой Б.С. во всех размерах и жанрах является астрофичность (окончания разнородны и чередуются неупорядоченно); карамзинская традиция строфич. Б.С. постепенно возрождается лишь к сер. 19 в. (прежде всего у А.В. Кольцова). Осн. сферы использования Б.С. в 19 в. закрепляют за ним опредсл. семантику. Более поздние обращения к нерифмов. стиху обычно вызывали ассоциации со стихотворной драмой, нар. стихом (гл. обр. благодаря рус. романтикам, А.В. Кольцову и особенно поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»). В 20 в. освоение верлибра несколько снижает популярность силлабо-тонич. Б.С. Пример Б.С. ( О. Мандельштам ): Я не увижу знаменитой «Федры» В старинном многоярусном театре, С прокопченной высокой галереи. При свете оплывающем свечей. И, равнодушен к суете актеров, Сбирающих рукоплесканий жатву, Я не услышу, обращенный к рампе, Двойною рифмой оперенный стих: «Как эти покрывала мне постылы...»