БЕЛЫЙ СТИХ - 1) В
широком смысле всякий нерифмованный стих. 2) Нерифмов. стих новоевроп.
силлабич. и силлабо-тонич. поэзии. 3) В узком смысле - нерифмован. 5-стопный
ямб; термин чаще употребляется во 2-м значении. Б.С. впервые появляется
в нач. 16 в. в Италии как средство имитации антич. поэзии, не знавшей рифмы.
Особую популярность приобретает в Англии, гл. обр. как драматич. стих.
Первые европ. образцы Б.С. надолго закрепили за ним 5-стопный ямб (и др.
его европ. аналоги), отсюда - узкое значение термина. Из эпич. и драм.
жанров Б.С. перешел в романтич. элегию и лирич. свободный стих. Рус. поэзия
впервые обращается к Б.С. в 18 в., используя для имитации его в «высокой»
поэзии античного (А.П. Сумароков, Г.Р. Державин и др.), в «низкой» - нар.
стиха, в к-ром структурную роль рифмы играла клаузула («Илья Муромец»,
1794; ранние стихи Н.М. Карамзина). На рубеже 18-19 вв. рус. Б.С. переходит
из лирики в эпос (А.Н. Радищев, С.С. Бобров). Нач. 19 в. закрепляет за
Б.С. 5-стопного ямба всю серьезную драму («Борис Годунов» А.С. Пушкина
и др.). В этот период характерной чертой Б.С. во всех размерах и жанрах
является астрофичность (окончания разнородны и чередуются неупорядоченно);
карамзинская традиция строфич. Б.С. постепенно возрождается лишь к сер.
19 в. (прежде всего у А.В. Кольцова). Осн. сферы использования Б.С. в 19
в. закрепляют за ним опредсл. семантику. Более поздние обращения к нерифмов.
стиху обычно вызывали ассоциации со стихотворной драмой, нар. стихом (гл.
обр. благодаря рус. романтикам, А.В. Кольцову и особенно поэме Н.А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»). В 20 в. освоение верлибра несколько снижает
популярность силлабо-тонич. Б.С. Пример Б.С. ( О. Мандельштам ): Я не увижу
знаменитой «Федры» В старинном многоярусном театре, С прокопченной высокой
галереи. При свете оплывающем свечей. И, равнодушен к суете актеров, Сбирающих
рукоплесканий жатву, Я не услышу, обращенный к рампе, Двойною рифмой оперенный
стих: «Как эти покрывала мне постылы...»