РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БЕЛЫЙ Анд.

БЕЛЫЙ Анд.

БЕЛЫЙ Анд. БЕЛЫЙ Анд. (наст. имя и фам. Бугаев Бор. Ник.) (1880-1934) - прозаик, поэт, критик. Род. в дворянской семье. Отец - проф. математики Моск. ун-та. Учился в частной г-зии. В 1899-1903 - студент естеств. отд. физ.-мат. ф-та Моск. ун-та. С гимназич. лет увлекался поэзией и философией Вл. Соловьева, творчеством Шопенгауэра и Ницше, Ф.М. Достоевского и А.А. Фета, музыкой Грига. Отголоски этих увлечений заметны в созданном Б. жанре «симфоний» - его первых опубликованных прозаических опытов. «Симфонии» Б. представляют собой особый род ритмизиров. прозы, построенной по аналогии с композицией муз. произведения. В них ослаблено значение сюжета и особую роль играют сквозные лейтмотивы, прихотливые ассоциации, многозначные образы и мотивы. В «симфониях» произошло становление Б. как художника-символиста, провозвестника пророческого теургического иск-ва, отрицающего декадентство и утверждающего высокое значение худож. творчества как пути к мистериальному преображению сущего. В 1903 вокруг Б. объединяется кружок «аргонавтов», связанных единством мистич. чаяний грядущего преображения мира. К 1904 относится личное знакомство Б. с А. Блоком. Их дружба, прошедшая сквозь тяжелые испытания, была пронесена через всю жизнь. Б. испытал мучительное неразделенное чувство к жене Блока, дважды выяснение отношений с Блоком едва не закончилось дуэлью. Стихи Б. 1900-х гг. - сб. «Золото в лазури» (1904), «Пепел» (1909) и «Урна» (1909) - отражают сложный духовный путь поэта от «аргонавтизма» к навеянным некрасовской традицией стихам о России и безысходным размышлениям о своей личной драме и крахе юношеских идеалов. На протяжении 1900-х гг. Б. выступает в символистских изд. как критик и полемист, отстаивая свое понимание символизма, борясь с его эпигонами. В кн. «Символизм» (1910), «Луг зеленый» (1910) и «Арабески» (1911) Б. собрал статьи, к-рые «должны лечь в основу эстетики будущего: такая эстетика связана с теорией символизма как миропонимания». В 1909 Б. пишет ром. «Серебряный голубь», посвящ. описанию судьбы интеллигента, к-рый попадает в мистич. секту. В 1911-13 Б. создает ром. «Петербург» - вершинное достижение своей прозы. В нем поставлены проблемы особого истор. пути России. В плане поэтики ром. предвосхитил мн. открытия европ. модернизма 20 в. В 1910-е гг. Б. переживает увлечение антропософским религиозно-философским учением Р. Штейнера и участвует в стр-ве антропософского центра - Гетеанума. Влияние антропософского учения отразилось в романах «Котик Летаев» (1917) и «Крещеный китаец» (1921), отмеч. углубл. самоанализом и раскрытием мельчайших изменений внутр. мира человека. Революцию Б. встретил восторженно, видя в ней залог грядущего прорыва к идеальным ценностям человеч. бытия. Эти настроения Б. отразились в поэме «Христос воскрес» (1918). Творчество Б. сов. периода отмечено попытками обрести понимание новой аудитории и в связи с этим частично пересмотреть свои прежние взгляды и убеждения. Наиб. значит. из написанного Б. в советское время биографич. трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933) и «Между двух революций» (1934), ром. «Москва» (1926) и «Маски» (1932).

В истории рус. лит-ры Б. остался как один из виднейших представителей символизма, искатель новых худож. путей изображения и раскрытия внутр. мира человека и истор. реальности.

БЕЛЫЙ Анд.

Андрей Белый