РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БЕЛЫЕ НОЧИ

БЕЛЫЕ НОЧИ

БЕЛЫЕ НОЧИ БЕЛЫЕ НОЧИ - светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней и всю ночь длятся сумерки. Характерная примета жизни Петербурга (Ленинграда). Мотив Б.Н. появляется в рус. лит. начиная с 18 в. и развивается в русле лит. традиций и направлений времени. В соответствии с этим он представлен в различ. поэтич. и прозаич. жанрах: пейзажная лирика, элегия, поэма, повесть, очерк, эссе и др. Он входит в мотивный комплекс «петербургской» темы. Пушкинские описания Б.Н. насыщены поэтич. реминисценциями, к-рые выявляются в автопримечаниях («Евгений Онегин», 1823-31; «Медный всадник», 1833) или обозначаются непосредственно в тексте произв. («Гости съезжались на дачу», 1828-30). Отсылки А.Пушкина к стих. М. Муравьева «Богине Невы» (1794), идиллии Н. Гнедича. «Рыбаки» (1821), стих. П. Вяземского «Разговор 7 апреля 1832 года» (1832) формируют своеобразный антологич. свод из поэтич. отрывков лит. предшественников и обнаруживают традицию описания белых петербургских (финских) ночей в рус. лирике. Лит. пейзажи Н.Гнедича, П.Вяземского (см. также стих. «Петербургская ночь», 1840), А.Пушкина оформляют классич. образ «прозрачных», «безлунных», «задумчивых» ночей, контрастирующих с омрач. городом «Медного всадника». Пушкинская «прозрачность» у М. Лермонтова в «Сказке для детей» (1840) сменяется «странным полусветом».

В сентиментальном ром. Ф. Достоевского «Белые ночи» (1848) описания Б.Н. восходят к «прозрачным» пейзажам пушкинской эпохи, но семантика образов, оформляющихся на пересечении романтической и натуральной традиций, меняется. Мотив Б.Н. у Достоевского актуализирует социальные проблемы, решаемые , в частности, очерком 40-х гг., и вместе с тем метафорически связан с новым для совр. лит. образом петербургского мечтателя.

В творчестве Ап. Григорьева «белая», «финская», «северная» ночь - один из основных мотивов. Образ лирич. героини в его поэзии оформляется как аллегория «болезненной», «прозрачной», «бессонной» ночи, приобретая характерные черты пейзажей поэм и лирики («Призрак», 1845; «Элегия», 1846; «Олимпий Радин», 1845). «Фосфоресцирующая» призрачность пейзажа приближает образ северной ночи к символистским пейзажам начала века, осветл. ночными фонарями. Образ Б.Н. используется поэтом и как метафора социального неблагополучия («Город», 1845).

Развернутое описание Б.Н. дано у А.Фета в стих. «Ответ Тургеневу» (1856), где образ «ясновидящей мглы» является реминисценцией из поэмы Ап. Григорьева «Первая глава» из ром. «Отпетая» (1847).

В очерковой лит. второй пол. 19 века мотив Б.Н. развивается в русле быто- и нравоописательной традиции (Г. Успенский. «Нева» (1867), «Приличия летнего сезона» (1867), И. Генслер. «Гаваньские чиновники...» (1860), Ап. Григорьев. «Заметки петербургского зеваки», 1860). К этой же традиции примыкает петербургский пейзаж в фантасмагорич. рассказе И.Тургенева «Призраки» (1861-63), где образ Б.Н. использован для гиперболизации описаний городского быта.

В начале 20 в. мотив Б.Н. используется как своеобразная отсылка к «петербургской» теме прошлого лит. столетия. В стих. З.Гиппиус «Петербург» (1909) поэтические образы восходят к пушкинскому «Медному всаднику» и описания Б.Н. связаны с темой «проклятого города». Характерными в этом смысле являются также тексты, представл. альманахом «Белые ночи» (1907), в к-ром формируется оригин. художеств. цикл на «заданную» тему. Включенное в сборник эссе Евг. Иванова «Всадник (нечто о городе Пб.)» исследует и разрабатывает «петербургскую» тему на стилистич. материале «классич. петербургских текстов».

В эссе культурный пейзаж города, включивший в себя описание белых петербургских ночей, выполняет функцию лит. цитаты. Др. направление в развитии мотива демонстрируют поэтич. тексты, вошедшие в альманах (С. Городецкий. «Вечер», «Сумерки», «Мгла»; О.Белявская «Белая ночь»; Л. Зиновьева-Аннибал. «Белая ночь»; А. Блок. «Белые ночи»). Описание Б.Н. здесь близко к традициям пейзажной лирики с элементами иносказаний, выведено из контекста петербургских реалий.

Черты этой традиции встречаются в лирике В.Соловьева («У себя», 1899), а также и у Блока ( «Белой ночью месяц красный...», 1901; «Придут незаметные белые ночи...», 1907; «С каждой весною пути мои круче...», 1907; «Над озером», 1908). «Классический» образ Б.Н., связанный с «петербургской» темой и городским пейзажем, дан в поэме Блока «Возмездие» (1910-16). В худож. мире Блока мотив Б.Н. получает развитие в критике («Судьба Аполлона Григорьева», 1914). В дневниках и записных книжках образ Б.Н. («холодной», «постылой») оформляется как своеобразная пейзажная ремарка и входит в контекст бытовых зарисовок. В этих текстах «белоночный» пейзаж традиционно связан с темой городского петерб. быта и отчасти может служить комментарием к «абстрактным» пейзажам лирики.

В лит. постсимволизма образы Б.Н. встречаются в лирике А.Ахматовой («Белой ночью», 1911; «Поэма без героя», 1940; «Реквием», 1935-40), творчестве М. Кузмина («Мы на лодочке катались», 1921-22; «Белая ночь», 1917; ром. «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро», 1919), А. Радловой «Белая ночь», 1918). Традиция пейзажа-цитаты из классич. текстов «петербургской» темы присутствует в творчестве Б.Садовского. В мемуарной эссеистике В.Ходасевича эстетско-декадентские пейзажи города сочетаются с описанием традиц. «хождений на тихое поклонение Медному Всаднику» в Б.Н. (ст. «Андрей Белый», 1934-38).

В рус. лирике второй пол. 20 в. мотив Б.Н. проходит через творчество А. Кушнера (сб. «Голос», 1978; стих. «Высокая нота»; сб. «Канва», 1981; стих. «Белые ночи»; сб. «Дневные сны», 1986; стих. «Ревность», «Мне совестно сказать, но, мнится, есть в году...», «В августе опять к нам ночь вернулась...» и др.), встречается в поэзии Б. Ахмадулиной (сб. «Сад», 1987; «Ночь на 6-е июня», «Ровно в полночь, а ночь пребывает в изгоях...» и др.). В лирике Е. Шварца образ Б.Н. связывается с темой «погибельного града», близкой поэзии начала века (цикл «Лоция ночи»: 4. Еще по каналу // Стихи. Л., 1990).