БАСНЯ - лит. жанр
(преим. стихотв.), иносказат. рассказ с нравоучением. Непременными конструктивными
эл-тами Б. являются повествование и вытекающая из него моральная сентенция.
Аллегоризм и дидактика жанра сделали его одним из самых распростр. в поэзии
рус. барокко и классицизма. К нему в 18 - нач. 19 в. обращались И.С. Барков,
Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев, А.Е. Измайлов, А.Д. Кантемир, И.А. Крылов,
М.В. Ломоносов, В.И. Майков, В.Л. Пушкин, А.А. Ржевский, А.П. Сумароков,
М.М. Херасков, И.И. Хемницер и мн. др. Прозаич. Б., также имевшая место
в 18 в. (переводы Б.Л. Гольберга, осущ. Д.И. Фонвизиным, Ф.А. Эмином и
др.) занимала подчиненное положение. На протяжении 1-й пол. 18 в. употреблялось
два термина для обозначения Б. - Б. и притча, причем в первом случае акцент
делался на живости рассказа, во втором - на учительском пафосе.
Стихотв. Б. появилась в России в творчестве Симеона Полоцкого - создателя
наиб. характерных образцов рус. барочной Б. Ей свойственны развитой аллегоризм,
краткое изложение сюжета, развернутая мораль, связанная не с бытом, а с
отвлеч. понятиями, проповеднич. облик автора-моралиста. Смеховое начало
редуцировано. Б. классицизма, напротив, присущи сосредоточенность на повествовании,
приобретающем б. конкретный характер и часто представляющем диалогизиров.
сценку; ироничность и насмешливость, связанные с пониманием Б. как аллегорич.
сатиры; критика «на лицо» (Б. Сумарокова). Мораль сохраняется, но обычно
приобретает вид бытового поучения или обличения. Классицизм относил Б.
к «низким» жанрам. Первыми теоретиками классицистической Б. в России были
В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков, при этом предложенный
вторым стих Б. (6-стопный ямб с парной рифмой), не нашел распространения
(искл. - «Федра, Августова отпущенника, Нравоучительные басни...» И.С.
Баркова, 1764). В Б.Сумарокова, («Притчи Александра Сумарокова», 1762,
1769) сформировались мн. черты нац. жанра Б. - разг. яз., стих (разностопный
ямб), образ рассказчика-балагура, сатиричность. Во 2-й пол. 18 - нач. 19
в. в развитии Б. прослеживается сумароковская традиция, хотя Б. могла существенно
модифицироваться, сближаясь с жанром стихотв. сказки (И.И. Хемницер, И.И.
Дмитриев, отчасти А.О. Аблесимов), приобретая черты морально- дидактич.
аллегории (М.М. Херасков и др.). В это время обозначается переход в басенном
рассказе от «низкого» к «среднему» слогу. Завершается басенная традиция
18 в. творчеством И.А. Крылова, окончательно сформировавшим нац. вариант
жанра.