РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БАСНЯ

БАСНЯ

БАСНЯ БАСНЯ - лит. жанр (преим. стихотв.), иносказат. рассказ с нравоучением. Непременными конструктивными эл-тами Б. являются повествование и вытекающая из него моральная сентенция. Аллегоризм и дидактика жанра сделали его одним из самых распростр. в поэзии рус. барокко и классицизма. К нему в 18 - нач. 19 в. обращались И.С. Барков, Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев, А.Е. Измайлов, А.Д. Кантемир, И.А. Крылов, М.В. Ломоносов, В.И. Майков, В.Л. Пушкин, А.А. Ржевский, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, И.И. Хемницер и мн. др. Прозаич. Б., также имевшая место в 18 в. (переводы Б.Л. Гольберга, осущ. Д.И. Фонвизиным, Ф.А. Эмином и др.) занимала подчиненное положение. На протяжении 1-й пол. 18 в. употреблялось два термина для обозначения Б. - Б. и притча, причем в первом случае акцент делался на живости рассказа, во втором - на учительском пафосе. Стихотв. Б. появилась в России в творчестве Симеона Полоцкого - создателя наиб. характерных образцов рус. барочной Б. Ей свойственны развитой аллегоризм, краткое изложение сюжета, развернутая мораль, связанная не с бытом, а с отвлеч. понятиями, проповеднич. облик автора-моралиста. Смеховое начало редуцировано. Б. классицизма, напротив, присущи сосредоточенность на повествовании, приобретающем б. конкретный характер и часто представляющем диалогизиров. сценку; ироничность и насмешливость, связанные с пониманием Б. как аллегорич. сатиры; критика «на лицо» (Б. Сумарокова). Мораль сохраняется, но обычно приобретает вид бытового поучения или обличения. Классицизм относил Б. к «низким» жанрам. Первыми теоретиками классицистической Б. в России были В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков, при этом предложенный вторым стих Б. (6-стопный ямб с парной рифмой), не нашел распространения (искл. - «Федра, Августова отпущенника, Нравоучительные басни...» И.С. Баркова, 1764). В Б.Сумарокова, («Притчи Александра Сумарокова», 1762, 1769) сформировались мн. черты нац. жанра Б. - разг. яз., стих (разностопный ямб), образ рассказчика-балагура, сатиричность. Во 2-й пол. 18 - нач. 19 в. в развитии Б. прослеживается сумароковская традиция, хотя Б. могла существенно модифицироваться, сближаясь с жанром стихотв. сказки (И.И. Хемницер, И.И. Дмитриев, отчасти А.О. Аблесимов), приобретая черты морально- дидактич. аллегории (М.М. Херасков и др.). В это время обозначается переход в басенном рассказе от «низкого» к «среднему» слогу. Завершается басенная традиция 18 в. творчеством И.А. Крылова, окончательно сформировавшим нац. вариант жанра.