БАЛЬМОНТ Конст. Дм. (1867-1942)
- поэт, переводчик, лит. критик. Как поэт Б. заявил о себе в сер. 1890-х
гг. сборниками «Под северным небом» (1894) и «В безбрежности» (1895), наряду
с первыми книгами В.Я. Брюсова явившимися характерными образцами раннего
рус. символизма. В них преобладали романтико-декадентские мотивы и настроения
неприятия действительности, одиночества, пессимизма, болезн. тоски и мечтательности.
Здесь проявились и отличит. особенности поэтики Б.: музыкальность стиха,
импрессионизм, смутность и мимолетность образов, склонность к символич.
пейзажу, в к-ром сквозит красота идеального мира. В 1894 Б. тесно сблизился
с В. Брюсовым, став членом моск. кружка символистов (В. Брюсов, Ю. Балтрушайтис,
С. Поляков и др.), активно сотрудничал в изд-ве «Скорпион». После выхода
сб. «Горящие здания» (1900), «Будем как Солнце» (1903), «Только любовь»
(1903) за Б. утвердилась слава одного из самых популярных поэтов-символистов,
корифея рус. модернизма. В эти годы значительно изменились тональность,
образный строй, система поэтич. символов лирики Б.: в ней стали доминировать
яркие, красочные, «солнечные» образы, мотивы «безумства души», упоения
жизнью, стихией чувств, безграничной свободой, любовным сладострастием.
В сб. «Стихотворения» (1906) и «Песни мстителя» (1907) - политич. и антимонархические
стихи. Увлечение рус. фольклором, старинными сказаниями, преданиями и поверьями
отразилось в сб. «Злые чары» (1906), «Жар-птица. Свирель славянина» (1907),
«Зеленый вертоград» (1909). Длительное время поэт жил за границей. Пер.
зап.-европ. поэтов П.Б. Шелли, Э. По, Ш. Бодлера, П. Верлена и др., первым
полностью пер. Ш. Руставели - «Витязь в тигровой шкуре». Наиб. значит.
сб. критич. статей и путевых очерков Б., написанные в импрессионистич.
манере, - «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908). В 1921 Б. стал
эмигрантом. За границей опубл. поэтич. сб. «Марево» (1922), «Стихи о России»
(1924) и ряд др., кн. автобиогр. прозы «Под новым серпом» (1923), «Воздушный
путь» (1923). В рус. поэзии нач. века Б. занимает видное место как мастер
стиха, творец изощренной формы (богатство аллитераций, внутренняя рифмовка,
разработка длинных размеров, разнообразие ритмов, мелодичность и т.д.).