РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БАЛЛАДА

БАЛЛАДА

БАЛЛАДА БАЛЛАДА (франц. ballade, от прованс. balada - танцевальная песня). 1) Жанр нар. поэзии; песни повествоват. характера с острым драматич. сюжетом и чаще всего с трагич. развязкой. Б. отличаются сжатостью и дискретностью сюжетного изложения, мотивировки обычно уведены в подтекст, что придает Б. загадочность. Сфера Б. - по преимуществу конфликты в домашнем, общественном, воинском быту; герои Б. - «частные» лица либо «исторические» персонажи в «частных» обст-вах; отсюда Б. - песни о необыкнов. происшествиях с обыкновенными людьми. Наряду с ними есть цикл Б. о фантастич. персонажах (чудесных зверях, птицах, змеях). Следы мифологич. представлений отразились в Б. на темы чудесных превращений, колдовства, магич. действий ( «Обращение женщины в дерево», «Злые коренья», «Мать Михаилы губит невестку»). Осн. сюжетно-тематич. разделы Б.: о семейных драмах («Князь Роман жену терял», «Князь и старицы»), о горестной участи влюбленных («Василий и Софья», «Ваня-ключник и княгиня»); о судьбе молодца, нарушившего патриарх. порядки («Молодец и река Смородина», «Горе»), девушки, осмелившейся отстаивать свою свободу («Насильственное пострижение», «Параня»), обманутой или преданной («Обманутая девушка»); о простых людях, ставших жертвами ист. катаклизмов («Татарский полон», «Девушка бежит из плена»); о разбойниках («Братья-разбойники и сестра», «Жена разбойника»), о вольных людях («Правеж», «Разбойничья лодка»), о воинах, их гибели, возвращении домой («Завещание раненого», «Шли со службы два героя»); сатирич. («Старец Игренище», «Терентий-гость»). В 19 в. в репертуар нар. Б. перешел ряд произв. рус. поэтов («Хас-Булат», «Ермак», «Мальвина»), 2) Твердая стихотворная форма ср.-век. франц. поэзии, представляющая собой 3 строфы на одинаковые рифмы, заключенные полустрофой («посылкой»). Объем строфы зависит от избираемого размера: если размер 8-сложный (в рус. традиции - 4-стопный ямб), то строфа представляет собой восьмистишие с рифмовкой абаббвбв; если размер 10-сложный (5-стопный ямб), то эти строфы - десятистишия с рифмовкой абаббввгвг. Последняя строка во всех строфах повторяется как рефрен. Строфы Б. обычно не развивают, а варьируют заданную тему. В России Б. до нач. 20 в. была неизвестна. В 1915 к ней впервые обращается В. Брюсов, вслед за ним - М. Кузмин. Пример Б.: Когда торжественный закат Царит на дальнем небосклоне И духи пламени хранят Воссевшего на алом троне, - Вещает он, воздев ладони, Смотря, как с неба льется кровь, Что сказано в земном законе; И призраков проходит ряд, В простых одеждах и в короне: Ромео, много лет назад Пронзивший грудь клинком в Вероне; Надменный триумвир Антоний, В час скорби меч подъявший вновь; Приам и Паоло... В их стоне - Любовь и Смерть, Смерть и Любовь! И я баюкать сердце рад Той музыкой святых гармоний. Нет, от любви не охранят Твердыни и от смерти брони. На утре жизни и на склоне Ее к томленью дух готов Что день, - безжалостней, мудреней. Любовь и Смерть, Смерть и Любовь! Ты слышишь, друг, в вечернем звоне: «Своей судьбе не прекословь!». Нам свищет соловей на клене: «Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!» (В.Я. Брюсов)

Лит.: Народные баллады. Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Д.М. Балашова. М.- Л., 1963; Панкратов В. А. Баллада. М., 1963.