РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Интерес к балету в России возник во 2-й пол. 17 в. в связи с расширением связей с др. гос-вами. До открытия Петерб. балетной школы (ныне Академия рус. балета) балеты ставились периодически. В Москве балетное отд-ние при Воспитат. доме открыто в 1773. К кон. 18 в. появилось множество крепостных т-ров, ставивших балеты. В 19 в. в Пб. балеты шли в Эрмитажном, Большом, Малом т-рах, позже в Александрийском и Мариинском; в Москве - в Петровском, Большом и Малом т-рах. Рус. балет развивался под заметным влиянием западно-европейского, воспроизводя и его репертуар, однако с самого начала проявляя и свою самобытность в исполнительстве и постановке балетов на нац. темы. В кон. 18 в. Г. Анджолини поставил «Забавы о святках», в 19 в. О. Пуаро - балет «Мельник» по рус. комич. опере А. Аблесимова (муз. М. Соколовского), Ш. Дидло обратился к «Кавказскому пленнику» А.Пушкина: А. Глушковский также неоднократно использовал сюжеты рус. лит-ры. И. Аблец и И. Лобанов в Москве, Вальберх и Дидло в Пб. ставили народно-патриотич. дивертисменты. Выдающиеся рус. исполнители Т. Бубликов, М. Данилова, А. Истомина, Е. Телешова, Е. Андреянова, Е. Санковская, Н. Гольц, М. Муравьева, П. Лебедева, Н. Богданова, Е. Вазем, Н. Гердт, Н. Легат, М. Кшесинская, О. Преображенская, Е. Гельцер, В. Тихомиров не уступали иностранным гастролерам. Среди заруб. мастеров, нашедших в России вторую родину: О. Пуаро, Ш. Дидло, М. Петипа, Х. Иогансон, И. Кшесинский и др. В кон. 19 в. Р.Б. занял ведущее положение в мире. М.Фокин, А.Павлова, Т.Карсавина, В. Нижинский прославили его в период «Рус. сезонов» в Париже. Именно рус. Б. способствовал возрождению классич. балета на Западе. В 1920-50 развитие Рус. Б. сдерживалось требованиями офиц. эстетики. Однако выдающиеся отечеств. хореографы 20 в. создали немало замечат. спектаклей. Мировую известность приобрели Г. Уланова, М.Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев, Р. Нуреев, Н. Макарова, М. Барышников.
Музыка - одно из важнейших слагаемых балетного спектакля. Ей должны быть свойственны эмоц. наполненность и дансантность. Хотя в 20 в. Б. нередко использует музыку, не предназнач. для этой цели (от «Шопенианы» и «Карнавала» до «Ленинградской симфонии» и бессюжетных спектаклей Д. Баланчина), музыка Б. в прямом смысле слова - произв., соч. специально для балетной сцены. В 19 в. в России в штат имп. т-ров входила должность сочинителя музыки Б., к-рую поочередно занимали такие мастера, как Ц. Пуни, Л. Минкус, Р. Дриго, утвердившие номерную структуру бал. музыки и ее ритмизов. характер. Качественно новый этап в развитии бал. музыки - творчество П. Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик») и его последователя А. Глазунова («Раймонда» и др.), к-рые, не нарушая законов жанра, внесли в музыку Б. глубокое образное содержание, принципы симфонич. развития и драматургич. конфликтность. Большое влияние на дальнейшую эволюцию бал. музыки имело творчество И. Стравинского - как созданные для «Рус. сезонов» балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» (1913), так и б. поздние: «Аполлон Мусагет» (1928), «Агон» (1957) и др. Если в заруб. балете надолго закрепился жанр одноактного спектакля, то лучшие отечеств. партитуры бал. музыки, как правило, многоактны. Расширение сюжетного диапазона бал. музыки связано с именами Р. Глиэра («Красный мак») и Б.Асафьева («Бахчисарайский фонтан»), ее интонационного характера - с им. Д. Шостаковича. Далеко за пределы сценически-прикладного значения вышла бал. музыка С. Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Каменный цветок») и А. Хачатуряна («Гаянэ», «Спартак»), а из совр. рус. композиторов - Р. Щедрина, С. Слонимского, Б. Тищенко.
Первые киносъемки Б. в России относятся к 1908. В 1913-18 сняты фильмы с участием танцовщиков Е. Гельцер, В. Тихомирова, М. Мордкина, В. Каралли и др. Новый интерес кинематографа к балету возник в 1950-х гг., когда стали создаваться ф.-концерты с фрагментами из разных спектаклей: «Большой концерт» (1951), «Концерт мастеров иск-в» (1952), «Мастера рус. балета» (1953); а затем полнометражные ф.-балеты, экранизирующие классич. и совр. спектакли: «Ромео и Джульетта» (1955), «Лебединое озеро» (1957 и 1968), «Хрустальный башмачок» (по «Золушке», 1960), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Спящая красавица» (1964), «Анна Каренина» (1975), «Спартак» (1976), «Грозный век» (по «Ивану Грозному», 1977) и др. В 1960-80 были сняты также документ. ф. о творчестве хореографов и танцовщиков. На отечеств. ТВ хореогр. номера и трансляции спектаклей появились с кон. 1940-х гг. Первый оригин. телебалет - «Граф Нулин» (1959, комп. Б. Асафьев, балетм. В. Варковицкий), самостоят. произв., не имеющее сценич. первоисточника. Н. Рыженко и Б. Смирнов-Голованов поставили телебалеты: в 1969 «Ромео и Джульетта» (П. Чайковский), в 1970 «Трапеция» (С. Прокофьев) и «Озорные частушки» (Р. Щедрин), в 1972 «Белые ночи (А. Шенберг), «Федра» (А. Локшин), «Московская фантазия» (В. Артемов); Д. Брянцев - «Галатея» (1977, Ф. Лоу) и «Старое танго» (1979, Т. Коган); В.Васильев - «Анюта» (1982, В. Гаврилин) и «Дом у дороги» (1984, он же); С. Воскресенская - «Лунный вальс» (1986, И. Дунаевский), «Размышление на тему. Гамлет» (1991, Д. Шостакович) и т.д.
С первых шагов рус. Б. тесно связан с франц., позже с итал. хореогр. школами. Обратный процесс начинается в 19 в. - сначала эпизодически, благодаря успешным гастролям Н. Богдановой, М. Муравьевой и др. Резкий перелом вносят «Русские сезоны» и возникший на их осн. «Рус. балет Дягилева». Репертуар и стиль этого коллектива на долгие годы стали образцами для испытавшего глубокий кризис заруб. балета. Вклад в популяризацию и развитие балетного т-ра внесли также труппы А. Павловой, И. Рубинштейн, «Рус. романтич. балет» (1922-25), организов. в Берлине Б. Романовым. После 1917 мн. рус. балерины и танцовщики эмигрировали, преподавали в Париже, Лондоне, позднее в США и подготовили неск. поколений артистов для соотв. нац. т-ров. После смерти С.П. Дягилева в 1929 его труппа - центр концентрации рус. талантов - распалась. Ее бывшие члены внесли весомый вклад в развитие балета: во Франции С. Лифарь, в Англии Л. Лопухова, Т. Карсавина, в США Р. Больм, Д. Баланчин и др. Последней попыткой собрать воедино представителей рус. хореографии стал «Рус. балет в Монте-Карло». С этой труппой, организ. в 1932 и неск. раз менявшей свое назв., были связаны такие «дягилевцы», как Б. Кохно, С. Григорьев, балетмейстер Б. Нижинская, Д. Баланчин, Л. Мясин (позже и М.Фокин), артисты Ф. Дубровская, А .Данилова и др.
В репертуаре были традиц.
рус. балеты, спектакли дягилевского коллектива и вновь созд., в осн. одноактные,
балеты. Сенсацией стало участие трех «балерин-девочек» - Ирины Бароновой,
Татьяны Рябушинской и Тамары Тумановой. Рожденные в России, они получили
хореогр. образование в Париже у М. Кшесинской и О. Преображенской и дебютировали
на сцене в 13 лет. Сходна судьба и др. членов труппы: Жоржа (Юрия) Скибина,
Игоря Юскевича и балетмейстера Давида Лишина. Коллектив много и успешно
гастролировал в 1930-х гг. и постепенно распался в кон. 1940-х гг., когда
его покинули все рус. таланты. В конц. 20 в. рус. Б. остается одним из
ведущих в мире, соединяя верность классич. традициям со смелым экспериментаторством.