РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БАЛАНЧИН Джордж

БАЛАНЧИН Джордж

БАЛАНЧИН Джордж БАЛАНЧИН Джордж (Жорж Баланчивадзе Георг. Мелитонович) (1904-83) - артист балета, балетмейстер. Окончил Петрогр. театр. уч-ще в 1921 (кл. Л. Леонтьева). В 1921-24 артист Гос. Академич. т-ра оперы и балета; среди ролей: Жан («Жавотта»), Амун («Египетские ночи»), Буффон («Щелкунчик»), Половчанин («Половецкие пляски»). Первые балетмейстерские опыты Б. относятся к школьным годам, позже в Петрограде ставил танцы в операх, драм. спектаклях; один из организаторов группы «Молодой балет». После отъезда за границу Б. в 1924-29 артист и балетмейстер «Рус. балета Дягилева»; пост. 10 балетов, в т.ч. «Аполлон Мусагет» (1928, комп. И.Стравинский) и «Блудный сын» (1929, С.Прокофьев). Ставил балеты в «Рус. балете Монте-Карло» (1932), «Балете 1933» и др. С 1934 в США. Здесь организует Школу амер. балета и на ее основе свой т-р - «Нью-Йорк сити бэлей». Среди б. чем 100 пост. наиб. известны балеты: на муз. П.Чайковского - «Серенада» (1935), «Тема с вариациями» (1947), И.Стравинского - «Игра в карты» (1937), «Орфей» (1948), «Агон» (1957), И.С. Баха - «Кончерто барокко» (1941), Ж. Бизе - «Симфония» (1948). Один из крупнейших хореографов 20 в., чьи пост. идут во всех балетных труппах мира. Наиб. оригин. часть наследия Б. - одноактные бессюжетные балеты в лучших традициях хореогр. симфонизма М.Петипа, Л.Иванова, М.Фокина, Ф. Лопухова. Принципиальным для Б. был отказ от сюжетности в пользу пластичной выразительности развитого классич. танца.