БАЛАКИРЕВ Милий Ал. (1836-1910)
- композитор, пианист, дирижер, муз.-обществ. деятель, глава «Новой рус.
муз. школы» (т.н. «Могучей кучки»). Организатор и руководитель Бесплатной
муз. школы (совм. с Г.Я. Ломакиным, 1862-73 и 1881-1908). Гл. дирижер Рус.
муз. об-ва (1867-69), дир. Придворной певч. капеллы (1883-94). Оказал большое
влияние на формирование членов «Могучей кучки» - А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова,
М.П. Мусоргского, сохранив на протяжении жизни верность эстетич. и творч.
идеалам содружества. Уделял значит. внимание пропаганде произв. рус. музыки,
в частности, дирижировал в Праге операми М.И. Глинки «Жизнь за Царя» и
«Руслан и Людмила» (1867), позднее редактировал его произв. (совм. с Римским-Корсако-вым,
1877, совм с С.М. Ляпуновым, 1902). Музыку Б. отличает стремление к созданию
произв. национально-определенных, тесно связанных с фолькл. традициями.
В его соч. наряду с рус. крест. песенностью широко претворен муз. материал
народов Кавказа, интонации польской, испанской, чешской музыки. Созданные
Б. сб-ки рус. нар. песен - первые классич. образцы фольклорных обработок
(«40 рус нар. песен для голоса с фп.», 1866; «30 рус. нар. песен для фп.
в 4 руки», 1898). Осн. произв. Б. написаны в жанрах программной симфонической
и фп. музыки. Выделяются соч., построенные на нар. песнях («Увертюра на
темы трех рус. песен», окончат. ред. 1881, симфонич. поэма «Русь», окончат.
ред. 1907), соч. красочно-изобразит. типа (симфонич. поэма «Тамара», 1882),
соч., связанные с разработкой опредсл. сюжета (увертюра к трагедии Шекспира
«Король Лир», окончат. ред. 1905). Один из первых рус. композиторов, создавших
виртуозные фп. произв. концертного стиля (фантазия «Исламей», 1869, фп.
транскрипции и переложения). Обращался к жанрам камерно-вокальной музыки,
лучшие из к-рых написаны на стихи Лермонтова («Отчего», «Слышу ли голос
твой»), Кольцова, Фета и др.
Лит.: Кандинский А.
Симфонич. произв. Балакирева. М., 1960; М.А. Балакирев Иссл., статьи. Л.,
1961.; М.А. Балакирев. Летопись жизни и творчества. Л., 1967.