РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
М.А. Бакунин
В 1861 бежал из ссылки за границу через Японию и Америку, прибыл в Лондон. В 1862-63 сотрудничал с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым, был связан с тайным об-вом «Земля и воля». В 1863, желая стать участником польского восстании 1863-64, вошел в мор. эксп. к берегам Литвы с транспортом оружия (эксп. Лапинского). В 1864-67 жил в Италии и Швейцарии. В 1864 вступил в I Интернационал, тогда же создал тайное «Интернац. братство». В 1868 основал в Швейцарии анархич. орг-цию «Междунар. альянс социалистич. демократии», принятую в Интернационал на правах одной из женевских секций. Б. стремился к рук-ву Интернационалом, но натолкнулся на ожесточенное сопротивление Маркса и Энгельса и в 1872 исключен из него. Участвовал в сент. 1870 в Лионском восст., в 1874 - в выступлении анархистов в Болонье (Италия). Последние годы жил в Локарно. Ум. в Берне, где и похоронен.
Теория Б. окончательно сложилась в кон. 1860 - нач. 70-х гг. (работы «Федерализм, социализм, антитеологизм», 1867; «Государственность и анархия», 1873). Гл. угнетателем человечества Б. считал гос-во, опирающееся на фикцию Бога. Считая духовное рабство первопричиной любого рабства, он видел его гл. источник в религии, считая ее «коллективным сумасшествием», а церковь - «родом небесного кабака», где народ старается забыть о своей повседневной беде. Чтобы привести человечество к «царству свободы», необходимо «взорвать» гос-во и исключить принципы власти. Освобождение массы невозможно до тех пор, пока не освободится личность, к-рой отдается приоритет. Социальный переворот Б. мыслил как восстание против гос-ва, частной собственности и Бога. Взгляды Б. пользовались значит. популярностью среди народников 70-х гг. Идеи Б. оказали влияние на деятельность т.н. бакунинских кружков (С.Ф. Ковалика и др.), долгушинцев, чайковцев, членов «Всерос. социально-рев. орг-ции», нашли отражение в программе и тактике «Земли и воли» 1870-х гг. Анархистские воззрения Б. получили распространение в Италии, Испании, романской Швейцарии, в Бельгии и во Франции; актуальность их проявилась в философии, культуре и протестных акциях т.н. «новых левых» в Европе 1960-х гг. и не исчерпана до наст. времени.
Соч.: Философия. Социология. Политика: (Сб.). М.,1989.
Лит.: Нирумова Н.М. Бакунин. М., 1970; ее же: Социальная доктрина М.А. Бакунина, М., 1990.