РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

БАКУНИН Мих. Ал-др.

БАКУНИН Мих. Ал-др.

БАКУНИН Мих. Ал-др. БАКУНИН Мих. Ал-др. (1814-76) революционер, один из идеологов анархизма и народничества. Отец A.M. Бакунина, брат П.А. Бакунина. В 1828-33 обучался в Петерб. арт. уч-ще, служил офицером в чине прапорщика, в 1835 вышел в отставку. В 1836-40 жил в Москве; участник кружка Н.В. Станкевича, близок с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, увлекался философией И. Фихте и Г. Гегеля, один из виднейших рус. гегельянцев. С 1840 за границей, жил в Германии, Швейцарии и Франции, слушал лекции К. Гердера и Ф.Шеллинга, сблизился с левыми гегельянцами - А. Руге, В. Вейтлингом, Г. Гервегом. Выступления Б. обратили на себя внимание рос. полиции; Николай I повелел ему вернуться в Россию, однако Б. не подчинился; решением Сената лишен дворянского звания, всех прав состояния, а в случае появления в России подлежал ссылке в Сибирь на каторжные работы. Это еще б. укрепило Б. в его взглядах и сделало восприимчивым к постулатам отрицания собственности и гос-ва П. Прудона, с к-рым Б. встретился в Париже. Там же он познакомился с К.Марксом и Ф.Энгельсом, позднее стал их полит. противником. В 1846 Б. ушел в дело «освобождения славянства», соединив в единое целое социализм, панславизм и анархизм. После речи 17.11.1847 о польском восстании 1830-31 Б. выслан из Франции. В 1848 принимал участие в слав. съезде в Праге, был одним из руков. праж. нар. восстания (12-17.06.1848). В мае 1849 участвовал в восстании в Дрездене (Саксония). После его поражения арестован, приговорен к смертной казни, замененной пожизн. заключением, передан австр. правительству. В 1851 вторично приговорен к смертной казни, вновь замененной пожизн. заключением. Выдан австр. правительством России и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где написал свою «Исповедь» (1851). В 1857 после прошения имп. Александру II отправлен на поселение в Сибирь.

БАКУНИН Мих. Ал-др.

М.А. Бакунин

В 1861 бежал из ссылки за границу через Японию и Америку, прибыл в Лондон. В 1862-63 сотрудничал с А.И. Герценом и Н.П. Огаревым, был связан с тайным об-вом «Земля и воля». В 1863, желая стать участником польского восстании 1863-64, вошел в мор. эксп. к берегам Литвы с транспортом оружия (эксп. Лапинского). В 1864-67 жил в Италии и Швейцарии. В 1864 вступил в I Интернационал, тогда же создал тайное «Интернац. братство». В 1868 основал в Швейцарии анархич. орг-цию «Междунар. альянс социалистич. демократии», принятую в Интернационал на правах одной из женевских секций. Б. стремился к рук-ву Интернационалом, но натолкнулся на ожесточенное сопротивление Маркса и Энгельса и в 1872 исключен из него. Участвовал в сент. 1870 в Лионском восст., в 1874 - в выступлении анархистов в Болонье (Италия). Последние годы жил в Локарно. Ум. в Берне, где и похоронен.

Теория Б. окончательно сложилась в кон. 1860 - нач. 70-х гг. (работы «Федерализм, социализм, антитеологизм», 1867; «Государственность и анархия», 1873). Гл. угнетателем человечества Б. считал гос-во, опирающееся на фикцию Бога. Считая духовное рабство первопричиной любого рабства, он видел его гл. источник в религии, считая ее «коллективным сумасшествием», а церковь - «родом небесного кабака», где народ старается забыть о своей повседневной беде. Чтобы привести человечество к «царству свободы», необходимо «взорвать» гос-во и исключить принципы власти. Освобождение массы невозможно до тех пор, пока не освободится личность, к-рой отдается приоритет. Социальный переворот Б. мыслил как восстание против гос-ва, частной собственности и Бога. Взгляды Б. пользовались значит. популярностью среди народников 70-х гг. Идеи Б. оказали влияние на деятельность т.н. бакунинских кружков (С.Ф. Ковалика и др.), долгушинцев, чайковцев, членов «Всерос. социально-рев. орг-ции», нашли отражение в программе и тактике «Земли и воли» 1870-х гг. Анархистские воззрения Б. получили распространение в Италии, Испании, романской Швейцарии, в Бельгии и во Франции; актуальность их проявилась в философии, культуре и протестных акциях т.н. «новых левых» в Европе 1960-х гг. и не исчерпана до наст. времени.

Соч.: Философия. Социология. Политика: (Сб.). М.,1989.

Лит.: Нирумова Н.М. Бакунин. М., 1970; ее же: Социальная доктрина М.А. Бакунина, М., 1990.