РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Тема карнавала, мир масок, близкие «мирискусникам», нашли отражение в работе Б. над романтич. балетами для «Русских сезонов»: «Карнавал» К.Шумана (1910), «Видение розы» К.М. Вебера (1914), «Бабочки» К. Шумана (1914, совм. с М.В. Добужинским).
Л.С. Бакст. Эскиз костюма к балету «Нарцисс»
Начиная с работы над трагедиями Еврипида («Ипполит», 1902) и Софокла («Эдип в Колоне», 1904) идеалом Б. становится утонченная высокоразвитая культура о. Крит. Античная тема воплотилась в мн. станковых работах Б., в т.ч. «Древний ужас», позднее - в декорац. решении «античных» балетов для «Рус. сезонов»: «Нарцисс» М.Черепнина (1911), «Дафнис и Хлоя» М.Равеля (1912), «Послеполуденный отдых фавна» К. Дебюсси (1913). Б. - центр. фигура среди живописцев 1-го периода дягилевской антрепризы «Русские сезоны». Громадное впечатление от балетов «Клеопатра» (муз. С.Танеева, Н.Римского-Корсакова, М.Глинки, М.Мусоргского, 1909), «Ориенталии» (муз. А.Глазунова, А.Аренского, Э.Грига, А.Бородина, 1910), «Шехерезада» (муз. Н.Римского-Корсакова, 1910), «Синий бог» (Р.Гана, 1912) во мн. определялось декорациями Б. с модной тогда «вост.» темой. Б. оформляет также экспрессионистский балет «Игры» (муз. С.Прокофьева, хореография В. Нижинского). Ограниченное использование цвета, контраст белого и черного, простые, экономичные, утилитарные костюмы предвосхищают театр. и кинематографич. авангард 1920-х гг.
С 1909 Б. живет б.ч. в Париже, сотрудничает с законодателем тогдашних мод Пуаре, разрабатывает рисунки тканей, сам намеревается открыть творческо-производств. мастерские бытовых и театр. костюмов, оформляет ряд спектаклей для Гранд-Опера и балетной труппы И.Рубинштейн. Удостоен франц. ордена Почетного Легиона (1914).