АЗОВСКИЙ ЦИКЛ общее назв. цикла повестей об «Азовском
сидении», созд. в сер. - 2-й пол. 17 в. и отразивших трансформацию
жанра ист. повествования. Азовские повести («историческая», «поэтическая»,
«сказочная», по терминологии акад. А.С. Орлова) написаны по следам
событий, связ. с тур. крепостью Азов в устье Дона, к-рую в 1637
донские «вольные» казаки без согласия Моск. государя царя Михаила
Федоровича захватили. Т.н. «ист.» повесть («Преднаписание о граде
Азове и о прихожении атаманов и казаков великого Донского Войска
и о взятии его») построена в форме офиц. войсковой «отписки» с
целью убедить царя принять Азов под власть Москвы. Форма делового
документа использована анонимным автором как агитац. и одновременно
худож. прием, что характерно для лит-ры 17 в. Моск. пр-во не хотело
ссориться с Оттоманской Портой, поэтому колебалось относительно
присоединения Азова, и в 1641 тур. султан Ибрагим I послал под
Азов огромную армию (до 100 тыс. чел.) и флот. Небольшое войско
(5,5 тыс. чел.) казаков держало осаду крепости 4 мес., отбив 24
приступа. Земский собор в 1642 отказался от Азова. Казачьему войску
пришлось его покинуть, и лишь в 1696 в результате похода Петра
I Азов присоединен к России. Об этом этапе борьбы за Азов рассказано
в т.н. «поэтической» пов. («Повесть об Азовском осадном сидении»),
созд. одним из участников казачьего посольства в Москву, быв.
беглым холопом князя Н.И. Одоевского, войсковым дьяком Фед. Ив.
Порошиным. В лит. плане эта пов. представляет наиб. интерес, т.к.
использует не только деловые канцелярские жанры, но и формулы
воин. стиля, ориентируясь на такой высокий образец воинской повести,
как «Сказание о Мамаевом побоище» и в особенности на казачий фольклор
(традиц. фолькл. эпитеты «реки быстрые», «море синее», «поля чистые»,
«тихий Дон Иванович» и т.д.). В 6О-е гг. на осн. «поэтической»
пов. создается «сказочная», с вымышленной интригой и персонажами,
«История об Азовском взятии и осадном сидении от тур. царя Брагима
донских казаков». Это пример уже ист. беллетристики, использующей
мотив похищения знатной женщины и мотив «троянского коня». Если
в «поэтич.» пов. художественной доминантой был стиль, то в «сказочной»
акцент переместился на сюжет (вся ее 2-я ч., посв. осаде, - коллаж
из авантюрных ситуаций).
Лит.: Орлов А. С. Ист. и поэтич. пов. об Азове (взятие
1637 г. и осадное сидение 1641 г.): Тексты. М., 1906; Робинсон
А.Н. Повести об Азовском взятии и осадном сидении: (Иссл. и тексты)
// Воин. пов. Др. Руси. М.; Л., 1949.
Взятие Азова русскими войсками в 1696.
Миниатюра нач. 18 в.