АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ общее назв. руководств но теории знаменного
пения, назв. в связи с употреблением в нек-рых списках 17 в. заголовка
«Азбука знамению». В 15-16 вв. преим. назв.: «Имена знамением»,
«Петия знаменного указ» и др. Древнейшие из сохранившихся А.п.
датируются 15 в. (простейший их тип - «перечисление», типология
М.В. Бражникова). В А.п. вошла лишь часть употреблявшихся в распевах
невм (как наиб. характерные для нотации знаковые семейства, так
и отд. невмы). Тип азбуки-перечисления сохранялся на протяжении
16-17 вв., претерпевая определ. изменения в репертуаре невм, кол-во
к-рых увеличивалось, и последовательности их изложения. Наиб.
информативностью азбуки-перечисления обладали в 15 в., в последующие
периоды они сохранялись гл. обр. «по традиции», т. к. уже в 16
в. сформировался тип «азбуки-толкования», состоящей из двух разделов:
«како поется» и «по гласам» (типология М.В. Бражникова). В «толковании»
распев каждой невмы получил словесное объяснение. Раздел «како
поется» содержит информацию о познаковой системе распева, когда
каждая невма сохраняет свое мелодико-ритмич. содержание вне зависимости
от местоположения и окружения др. невмами; раздел «по гласам»
демонстрирует еще только входящую в 1-й пол. 16 в. в употребление
систему пения «по попевкам» - устойчивым знаковым последовательностям,
содержащим развитые мелодии, обороты, б. ч. не совпадающие
с индивид. знамением каждой невмы, входящей в начертание. Также
здесь впервые в теории знаменного пения вводится гласовое разграничение
распевов. Из двух принципов пения - «по знакам» и «по попевкам»
- преим. развитие получил второй, что нашло отражение в новых
типах рук-ва по знаменному пению, сформировавшихся к нач. 17 в.:
«кокизниках» и «фитниках». В 17 в. наряду с традиционно сохранившимися
знаменными рук-вами возник ряд своеобр. науч. трактатов, посв.
проблемам теории знаменного пения: «Ключ знаменной» инока Христофора,
«Предисловие пометкам», «Извещение о согласнейших пометах» А.
Мезенца и др. Лит. /Бражников М.В. Древнерусская теория
музыки. Л., 1972.