РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ

АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ

АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ общее назв. руководств но теории знаменного пения, назв. в связи с употреблением в нек-рых списках 17 в. заголовка «Азбука знамению». В 15-16 вв. преим. назв.: «Имена знамением», «Петия знаменного указ» и др. Древнейшие из сохранившихся А.п. датируются 15 в. (простейший их тип - «перечисление», типология М.В. Бражникова). В А.п. вошла лишь часть употреблявшихся в распевах невм (как наиб. характерные для нотации знаковые семейства, так и отд. невмы). Тип азбуки-перечисления сохранялся на протяжении 16-17 вв., претерпевая определ. изменения в репертуаре невм, кол-во к-рых увеличивалось, и последовательности их изложения. Наиб. информативностью азбуки-перечисления обладали в 15 в., в последующие периоды они сохранялись гл. обр. «по традиции», т. к. уже в 16 в. сформировался тип «азбуки-толкования», состоящей из двух разделов: «како поется» и «по гласам» (типология М.В. Бражникова). В «толковании» распев каждой невмы получил словесное объяснение. Раздел «како поется» содержит информацию о познаковой системе распева, когда каждая невма сохраняет свое мелодико-ритмич. содержание вне зависимости от местоположения и окружения др. невмами; раздел «по гласам» демонстрирует еще только входящую в 1-й пол. 16 в. в употребление систему пения «по попевкам» - устойчивым знаковым последовательностям, содержащим развитые мелодии, обороты, б. ч. не совпадающие с индивид. знамением каждой невмы, входящей в начертание. Также здесь впервые в теории знаменного пения вводится гласовое разграничение распевов. Из двух принципов пения - «по знакам» и «по попевкам» - преим. развитие получил второй, что нашло отражение в новых типах рук-ва по знаменному пению, сформировавшихся к нач. 17 в.: «кокизниках» и «фитниках». В 17 в. наряду с традиционно сохранившимися знаменными рук-вами возник ряд своеобр. науч. трактатов, посв. проблемам теории знаменного пения: «Ключ знаменной» инока Христофора, «Предисловие пометкам», «Извещение о согласнейших пометах» А. Мезенца и др. Лит. /Бражников М.В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.