АЗБУКА (от назв. первых двух букв кириллич. алфавита «азъ»
и «буки») - система графич. знаков для передачи звучания славянской
речи. Создана в сер. 9 в. братьями из Солуни (Фессалоник, Греция)
Кириллом (Константином) и Мефодием, по просьбе моравского князя
Ростислава переведшими в Моравии греч. богослуж. книги на слав.
яз. В «Пов. Временных лет» рассказывается (под 898 годом) о возникновении
т.н. триязычной ереси, согласно к-рой существовало лишь 3 священных
яз.: еврейский, лат. и греческий. Именно на них была сделана по
указанию Понтия Пилата надпись на распятии Иисуса Христа «Иисус
Назорей Царь Иудейский». Папа осудил еретиков, признав слав. азбуку
в качестве священной. В житии св. Кирилла (ок. 10 в.) сообщается
о встрече его с неким человеком из Корсуни, когда Кирилл отправлялся
к хазарам. Этот человек показал Кириллу Евангелие и Псалтырь,
написанные «руськими письмены», и будто бы говорил на этом языке.
Данное сообщение является предметом научных споров. Ряд исследователей
предлагает видеть в назв. «письмен» не русские, а «сурьские» (сирийские)
буквы и считать их протокириллицей. Азбука, созданная солунскими
братьями, носила общеслав. характер, объединяя юж., вост. и на
раннем этапе - зап. славян. Известны две слав. азбуки: кириллица
(по имени Кирилла-Константина) и глаголица (от «глагол» - слово,
речь), построенные по фонетич. принципу, когда каждому знаку соответствует
определ. звук. Буквы имели, как и в греч. письме, цифровое значение.
Вопрос о том, какую из азбук создал именно Кирилл и какая из них
б. ранняя, остается дискусионным, хотя большинство ученых считает
таковой глаголицу, а нек-рые связывают ее возникновение со св.
Иеронимом (5 в.). По алфавитному составу глаголица почти полностью
совпадала с кириллицей, но резко отличалась от нее по форме. По
свидетельству «Сказания о письменах» Черноризца Храбра, в соч.
одного из солунских братьев, написанном в 10 в., но сохранившемся
в списках не ранее 15 в., первонач. слав. азбука состояла из 38
букв. Если кириллица развилась эволюц. путем на осн. греч. ср.-век.
письма с добавлением неск. особых знаков, то глаголица обнаруживает
связь как с греч. минускульным алфавитом, так и с самаритянским
и с др.-евр., но не восходит ни к одному из них. Скорее всего,
глаголица возникла как сакральный алфавит, построенный на осн.
трех раннехристианских символов - креста, круга и треугольника
и явилась продуктом индивид. творчества. В 10-11 вв. славяне использовали
обе азбуки, но с 12 в. у большинства глаголица вытеснена кириллицей,
продолжая употребляться как церк. письмо у юго-зап. славян (католиков)
вплоть до кон. 18 в. Сохранилось неск. слав. абецедариев (словарей):
1) глаголические (древнейшая - на стене Круглой церкви в Преславле,
в Болгарии, 1-я пол. 10 в.); 2) в составе латинских рукописей
(Мюнхенский абецедарий 12 в. и др.); 3) кириллические (на стене
Софийского собора в Киеве, 11 в., и берестяная азбука 1-й пол.
11 в. из Новгорода). Они показывают, что на Руси, как и у юж.
славян, первонач. состав кириллицы не был устойчивым. Кириллица
получила широкое хождение на Руси с кон. 10 в. в связи с крещением
в 988, хотя как гос. письмо использовалась и раньше, о чем свидетельствуют
надписи на древнейших рус. монетах и нек-рые находки эпиграфич.
памятников. С 11 по 18 в. кириллица (кириллич. письмо) претерпела
изменения. Развились разные способы написания: устав, полуустав,
скоропись, вязь. Совр. рус. письмо основано на кириллич. А., реформиров.
при Петре I. Древнейшие южно-слав. письм. памятники, написанные
обеими А., относятся к рубежу 9-10 вв. (это надписи из Преслава
и раскопок монастырских комплексов в сев.-вост. Болгарии, наиб.
ранняя - 921), а также к рубежу 10-11 вв. (Зографское, Мариинское,
Ассиманиево Евангелия - глаголические; Саввина книга, Супрасльская
рукопись - кириллические). Рус. глаголич. рукописи неизвестны,
но к 11 в. относятся неск. глаголич. и глаголическо-кириллич.
надписей-граффити из Софийских соборов Киева и Новгорода, а также
глаголич. «вкрапления» в кириллич. рукописи 11-13 вв.
Лит.: Срезневский И.И. Древние письмена славянские //
Ж. Мин-ва нар. просвещения. 1848. № 7; Ягич И. В. Глаголич.
письмо // Энциклопедия слав. филологии. СПб., 1911. Вып.
3; Лавров П. А. Палеографич. обозрение кирилловского письма. Пг.,
1914; Дурново Н.Н. Мысли и предположения о происхождении старослав.
яз. и слав. алфавитов // Byzantinoslavica. Praha, 1929. Вып. 1;
Щепкин В.Н. Рус. палеография. М., 1967; Кирило-методиевска енциклопедия.
Т. 1: (А - 3). София, 1985.