АВРААМ - согласно Библии, состоятельный житель шумерского
города Ура, избраник Божий, родоначальник израильтян восточных
(«арабских») народов. Призвание А. в христ. традиции - переломный
момент в духовной истории человечества. А. воплощает в себе готовность
вернуться к утраченному в грехопадении союзу-завету с Богом: порвать
с языческой средой и основать новую общину в указанной Богом земле
Ханаанской (Палестине). В соответствии с заветом А. и его будущий
народ избираются на служение всему человечеству. А. идет в страну
Ханаанскую, ставшую для его потомков Землей обетованной («обещанной
Богом»). Местные жители, называют его «евреем», т.е. переселенцем
из-за реки (Евфрата). Торжественное заключение «завета» (союза)
Бога с Авраамом, названного позднее «старым» (ветхим), становится
началом пути к новому союзу-завету. Его «телесное знамение» -
обрезание, а знак обещания потомства - перемена имени: вместо
Аврам («великий по отцу») - Авраам («отец множества [народов]»).
У дубравы Мамре (близ Хеврона) А. принимает трех странников, изображаемых
обычно в виде ангелов, что истолковывается как «прикровенное»
явление Святой Троицы. На этом эпизоде основан иконографический
тип «Троицы ветхозаветной». Последним испытанием веры А. становится
повеление принести в жертву Исаака, законного наследника. Авраам
заносит нож, но ангел отводит его руку. (Жертвоприношение Исаака
понимается в христианстве как прообраз жертвы Сына Божия.) Память
А. - 9/22 окт. Каноническое повествование об А. (Быт. 11,2-25,11)
дополняется многочисл. еврейско-христианскими и мусульманскими
легендами. В частности, ему приписывается изобретение алфавита
и календаря, а также основание вместе с сыном Измаилом святилища
Кааба в Мекке.