РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АВРААМ

АВРААМ

АВРААМ АВРААМ - согласно Библии, состоятельный житель шумерского города Ура, избраник Божий, родоначальник израильтян восточных («арабских») народов. Призвание А. в христ. традиции - переломный момент в духовной истории человечества. А. воплощает в себе готовность вернуться к утраченному в грехопадении союзу-завету с Богом: порвать с языческой средой и основать новую общину в указанной Богом земле Ханаанской (Палестине). В соответствии с заветом А. и его будущий народ избираются на служение всему человечеству. А. идет в страну Ханаанскую, ставшую для его потомков Землей обетованной («обещанной Богом»). Местные жители, называют его «евреем», т.е. переселенцем из-за реки (Евфрата). Торжественное заключение «завета» (союза) Бога с Авраамом, названного позднее «старым» (ветхим), становится началом пути к новому союзу-завету. Его «телесное знамение» - обрезание, а знак обещания потомства - перемена имени: вместо Аврам («великий по отцу») - Авраам («отец множества [народов]»). У дубравы Мамре (близ Хеврона) А. принимает трех странников, изображаемых обычно в виде ангелов, что истолковывается как «прикровенное» явление Святой Троицы. На этом эпизоде основан иконографический тип «Троицы ветхозаветной». Последним испытанием веры А. становится повеление принести в жертву Исаака, законного наследника. Авраам заносит нож, но ангел отводит его руку. (Жертвоприношение Исаака понимается в христианстве как прообраз жертвы Сына Божия.) Память А. - 9/22 окт. Каноническое повествование об А. (Быт. 11,2-25,11) дополняется многочисл. еврейско-христианскими и мусульманскими легендами. В частности, ему приписывается изобретение алфавита и календаря, а также основание вместе с сыном Измаилом святилища Кааба в Мекке.