АТРИБУЦИЯ (лат. attributio
- приписывание) - установление авторства анонимного произв., времени, места
его создания или принадлежности к худож. школе. Первонач. А. базировалась
на интуиции специалистов - знатоков, их худож. видении и восприимчивости
(знаточество). Ведущая роль в разв. «знаточества» принадлежала итальянцу
Джованни Морелли (1816-91), заложившему основы метода сравнит. анализа.
Аргументация А. получает большую объективность благодаря расширению применения
методов сравнения стилистич. признаков худож. произв. (см. Иконография,
Иконология). Развитие естеств. наук в кон. 19-20 в. предоставляет новые
возможности для А. Технологич. экспертизы, макро- и микросъемки, рентгенография,
применение инфракрасного и ультрафиолетового излучения и пр. позволяют
точно определить материал произв., технолог. разнородность отд. элементов
и т.д., способствуя большей точности А.
Лит.: Фринлендер М.
Знаток иск-ва: Пер. с нем. /Под ред. Б.Виппера. М., 1923; Гренберг Ю.И.
Технико-технологические исследования и атрибуция произведений живописи.
М., 1975; Л инник И. Голландская живопись 17 в. и проблемы атрибуции картин.
Л., 1980; Косолапов А. И . Физические методы изучения произведений иск-ва.
М., 1985.