РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АТОНАЛЬНОСТЬ

АТОНАЛЬНОСТЬ

АТОНАЛЬНОСТЬ АТОНАЛЬНОСТЬ (атональная музыка) - термин, возникший в нач. 19 в. для обозначения тех явлений совр. музыки, в к-рых намеренно избегалась опора звучания на одну гл. тональность - тонику (что правильнее было бы называть атоникальностью). Хотя кризис классич. муз. мышления, представлявшего звуковой универсум как систему опредсл. соотношений 24 тональностей, ощущался еще в музыке романтиков (Р. Вагнер, Ф. Лист) и существенно усилился на рубеже 19-20 вв. (К. Дебюсси, А.Н. Скрябин), все же игнорирование характерного для традиц. тональности четкого соподчинения тонов (при главенстве основного тона - тоники) и отказ от единого тонального центра в композиции решительно определились в тв-ве А. Шенберга (в соч. 1907-09) и его последователей А.Берга и А. Вебера. Независимо от этих представителей т.н. Новой венской школы такие принципы А., как равноправие всех 12 тонов хроматич. гаммы, возможность любых их сочетаний в последовательности и в одновременности, свободное употребление диссонирующих созвучий, в 1910-20-х гг. разрабатывались в теории и практике ряда рус. композиторов (Е. Голышев, А. Лурье, Н. Рославец, Н. Обухов). Отд. черты атонального письма можно обнаружить практически у всех крупных композиторов 20 в. Однако, разрушая традиц. для муз. 17-19 вв. систему звуковой орг-ции, сторонники А. скоро ощутили необходимость в создании новых способов упорядочения звуковой материи (додекафония и др.).