АТОНАЛЬНОСТЬ (атональная
музыка) - термин, возникший в нач. 19 в. для обозначения тех явлений совр.
музыки, в к-рых намеренно избегалась опора звучания на одну гл. тональность
- тонику (что правильнее было бы называть атоникальностью). Хотя кризис
классич. муз. мышления, представлявшего звуковой универсум как систему
опредсл. соотношений 24 тональностей, ощущался еще в музыке романтиков
(Р. Вагнер, Ф. Лист) и существенно усилился на рубеже 19-20 вв. (К. Дебюсси,
А.Н. Скрябин), все же игнорирование характерного для традиц. тональности
четкого соподчинения тонов (при главенстве основного тона - тоники) и отказ
от единого тонального центра в композиции решительно определились в тв-ве
А. Шенберга (в соч. 1907-09) и его последователей А.Берга и А. Вебера.
Независимо от этих представителей т.н. Новой венской школы такие принципы
А., как равноправие всех 12 тонов хроматич. гаммы, возможность любых их
сочетаний в последовательности и в одновременности, свободное употребление
диссонирующих созвучий, в 1910-20-х гг. разрабатывались в теории и практике
ряда рус. композиторов (Е. Голышев, А. Лурье, Н. Рославец, Н. Обухов).
Отд. черты атонального письма можно обнаружить практически у всех крупных
композиторов 20 в. Однако, разрушая традиц. для муз. 17-19 вв. систему
звуковой орг-ции, сторонники А. скоро ощутили необходимость в создании
новых способов упорядочения звуковой материи (додекафония и др.).