РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АСТРОНОМИЯ НАРОДНАЯ

АСТРОНОМИЯ НАРОДНАЯ

АСТРОНОМИЯ НАРОДНАЯ АСТРОНОМИЯ НАРОДНАЯ область нар. знаний, связанных с наблюдением за небесными телами (солнце, луна, звезды, кометы и др.). Основа возникновения А.н. - наблюдаемая зависимость природных процессов от астрономич. явлений и циклов разл. продолжительности, среди к-рых главные - солнечный год, лунный месяц и суточный цикл. Слежение за положением небесных тел создало условия для составления календаря и ориентирования в пространстве и времени, а также для использования временных циклов в хоз. деятельности. Астрономич. наблюдения стали частью культуры с эпохи позднего палеолита. В период неолита и расцвета гос-в др.-вост. типа появились монументальные обсерватории, подобные Стоунхенджу в Англии, и астрономич. приборы типа солнечных часов. Постепенно календарь сформировался как самостоят. обл. нар. знаний с гиперболизацией хронометрич. функций, а астрономич. наблюдения стали применяться только для его коррекции. Астрономич. наблюдения имели большое значение в крест. календаре, они велись по азимутальному принципу (визирование появления светила в опредсл. время над опредсл. естеств. или искусств. предметом). Такой календарь был более практичным, чем церковный.

В А.н. развиты сферы навыков и представлений. Постепенно в сфере навыков стали преобладать календарно-астрономич. приемы и наблюдения за передвижением небесных тел с целью определения суточного времени и ориентировки по солнцу днем, а по звездам и луне ночью. К сфере навыков можно отнести также наблюдение за фазами луны в мореходной, растениеводч. и лекарской практике. Сфера представлений состоит из двух блоков: религ.-мифологич. представлений и астрологич. воззрений. Первые включают космогонич. мифы, элементы религ. представлений и др. Вторые состоят из представлений о зависимости процессов в природе и об-вс, судьбы отдельного человека от расположения небесных тел, их появления или исчезновения. Особая роль при этом приписывалась зодиакальным созвездиям, а также появлению комет и метеоритов.

Рус. А.н. сложилась как результат многовековых астрономич. наблюдений населения Вост.-Европ. равнины. Примечательно, что пока крест. календарь строился на астрономич. принципах, он был точнее официального христианского. В годичном хоз. цикле имело большое значение наблюдение за созвездием Плеяды (русскими использовалось 37 названий этого созвездия), определявшее осн. периоды жизни земледельца и скотовода. Рус. А.н. знала не менее 30 созвездий, многие из к-рых имели оригинальные названия: напр., Лось (Б. и М. Медведица), Сторож и Извозчик (Телега, Б. Медведица), Коло, Грабли (Орион), Стожары, или Волосыни (созвездие Плеяды), Иерусалимский путь, Птичий путь, Батыева дорога (Млечный путь), Небесный кол, Полночница (Полярная звезда), Волчья звезда, Чигирь (Венера), Песья звезда (Сириус) и т.д. Точки восхода и захода Солнца в разл. время года определялись как геогр. ориентиры типа «зимний запад», «летний восток» и т.д. Наблюдения за фазами Луны обеспечивали внутримес. счет времени: считалось, что в новолуние хорошо рубить строевой лес, начинать новую работу. Суточное время определялось днем по положению Солнца, а ночью - по движению ручки ковша Б. Медведицы («дышло Телеги»), Особо надо отметить практику ориентирования по небесным светилам у мореходов Поморья, пользовавшихся как данными рус. А.н., так и сведениями европ. астрономии и космографии.

Издавна мистич. значение придавалось появлению комет и падению метеоритов. Следы от сгорания в атмосфере метеоритов представлялись как ангельские пики или как знамение гибели человека. Поэтому существовал запрет смотреть на небо при появлении метеоритных «дождей». Обилие летних метеоритных потоков (поток Персеид) связывалось с повышенной смертностью людей во время летней страды. Область нар. астрономич. знаний наиболее пострадала при разрушении традиц. культуры, (см. также ст. Календарь).