РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АСТАФЬЕВ Петр Евг.

АСТАФЬЕВ Петр Евг.

АСТАФЬЕВ Петр Евг. АСТАФЬЕВ Петр Евг. (1846-93) - философ, лит. критик и публицист. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та; преподавал в Демидовском лицее и лицее цесаревича Николая. С 1890 - приват-доц. Моск. ун-та. Лит. наследие А. охватывает практически все разд. филос. знания: метафизику и гносеологию, этику и эстетику, социальную философию и философию истории. Осн. ориг. идея А.: только внутр. опыт или «субстанциональное знание субъекта о себе самом», может служить «почвой для единого общечеловеческого мировоззрения». При всем различии внешнего (предметного) опыта, коренные элементы душевной жизни одинаковы даже «у афонского монаха и репортера американской газеты». Понимание знания как «самоведения» снимает противоположность между ним и религ. верой, т.к. последняя определяет «отношение личного духа к трансцендентному» и человеч. душа в своей основе «не от мира сего». На почве внутр. опыта достигается также единство мысли и дела, поскольку «мы знаем себя именно как деятельную волю»; осн. фактор душевной жизни - чувство усилия. Отстаивая возможность «самобытной рус. философии» как учения «о внутреннем человеке в его полноте», А. резко полемизировал с Вл. Соловьевым, отвергая также взгляды последнего на «социальные задачи» христианства; он считал, что, как и Толстой, Соловьев пытается «свести небо на землю». По вопросам политики национально-консерват. взгляды А. наиб. ярко выражены в брошюре «Итоги века» (М., 1891). Соч.: Чувство как нравственное начало. М., 1896; К вопросу о свободе воли. М., 1889; Вера и знание в единстве мировоззрения. М., 1893; Библ. работ А. см.: Вопр. философии и психологии. 1893. Кн. 18 (ст. Н. Грота и Козлова).