РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут;
2) неточная рифма, приблизит.
созвучие двух или неск. стихотв. строк, в к-рых при совпадении гласных
допускается значит. свобода в отборе и последовательности согл. звуков.
Напр.: «царевна - несравненна» (Г.Р. Державин), «молот - город» (А.С. Пушкин);
3) предельный случай неточной рифмы, в к-рой совпадают ударные гласные
и не совпадают согласные «ночь - по лесу - тропой - озеру» (Ю. Верховский).
В европ. поэзии А. предшествовал рифме (напр., в романском стихе), являлся
основой нек-рых стихотв. форм (напр., кельт. ассонир. стих и др.), в эпоху
ср.-вековья был одним из важнейших эл-тов стиха. В рус. классич. поэзии
«чистый А.» (А. в 3-м значении) встречается крайне редко; рифмы ассонансного
типа (А. во 2-м значении) - с усечением или замещением конечного или промежуточного
согласного в последних, редуцируемых слогах жен. и дактилич. рифм (ветер
- на свете; вечер - нечем), а затем, по аналогии, и муж. рифм, широко распространяются
в нач. 20 в. В совр. стихе нередки строфы и даже целые стих., в к-рых пара
строк рифмует, а пара - ассонирует, напр., В. Маяковский:
Превращусь не в Толстого,
так в толстого - ем, пишу, от жары балда.
Кто над морем не философствовал?
Вода.
Для рус. стиха рифмы ассонансного
типа более характерны, чем рифмы диссонансного типа.