РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АССАМБЛЕЯ

АССАМБЛЕЯ

АССАМБЛЕЯ АССАМБЛЕЯ (от франц. assemblee - собрание) - форма обществ. увеселит, собраний, своеобр. предшественники публ. балов, организов. Петром I в целях приобщения рус. об-ва к европ. бытовой культуре и утверждения светских отношений между полами. Принимать участие в А. могли высш. дворян. чины, «знатные» купцы, «начальные мастеровые» люди и др. Начало проведения А. датируется 1718 (указ от 26 нояб.), первая А. состоялась 27 нояб. 1718 в доме П.И. Бутурлина, затем они проходили по очереди в домах петровских вельмож. Впоследствии зимний сезон открывался и закрывался во дворце А.Д. Меншикова, летом А. давались только Петром I в Летнем саду. Фактич. А. проводились с 1707-08. Прообразом их послужили нем. семейные вечера, к-рые устраивал на Троицкой пл. трактирщик Ян Фельтен. Порядок проведения А. был достаточно жестко регламентирован, его нарушители в наказание должны были выпить кубок Большого орла (вместимостью 1,1 л с лат. надписью «Доброе дело всегда побеждает»). Об А. сообщалось барабан. боем и объявлениями на фонарных столбах. В день А. к хозяину прибывал ген.-полицмейстер для записи гостей. Начинался праздник в 4-5 час. дня и заканчивался не позднее 10 час. вечера. Около 6 час. обычно приезжал Петр. На А. играли в шахматы, в фанты (дамы), спец. комната отводилась для бесед и курения. Азартные игры были запрещены. Гл. развлечением служили танцы, к-рые делились на церемониальные (польский менуэт) и англ. (англез, аллеманд, англ. контрданс и др.). Музыка сперва была духовая, с 1712 часто играл струн. оркестр. Общего стола на А., как правило, не было, хотя в нек-рых богатых домах после танцев подавался ужин, на к-ром дамы сидели вперемежку с кавалерами. В промежутках между танцами предлагались хол. закуски, спиртные напитки, дамам - мед, варенье, чай, кофе, позднее - шоколад и лимонад. А. имели успех в среде, сочувствующей петр. преобразованиям, в т.ч. среди пропетровски настроенного духовенства. Напр., Феодосии Яновский ввел А. для духовных чинов в Москве, проходившие поочередно в мон. и епископ. резиденциях. Это начинание большинством современников воспринималось как кощунство. После кончины Петра А. прекратились, были возобновлены при Петре II (указ от 13 окт. 1727), по его смерти прекратились окончательно, но к этому времени нормы поведения, ради установления к-рых проводились А., уже широко распространились в верхах рус. об-ва. А. имеет также значение высшего органа власти в нек-рых странах и высшего органа нек-рых междунар. орг-ций.