АССАМБЛЕЯ (от франц.
assemblee - собрание) - форма обществ. увеселит, собраний, своеобр. предшественники
публ. балов, организов. Петром I в целях приобщения рус. об-ва к европ.
бытовой культуре и утверждения светских отношений между полами. Принимать
участие в А. могли высш. дворян. чины, «знатные» купцы, «начальные мастеровые»
люди и др. Начало проведения А. датируется 1718 (указ от 26 нояб.), первая
А. состоялась 27 нояб. 1718 в доме П.И. Бутурлина, затем они проходили
по очереди в домах петровских вельмож. Впоследствии зимний сезон открывался
и закрывался во дворце А.Д. Меншикова, летом А. давались только Петром
I в Летнем саду. Фактич. А. проводились с 1707-08. Прообразом их послужили
нем. семейные вечера, к-рые устраивал на Троицкой пл. трактирщик Ян Фельтен.
Порядок проведения А. был достаточно жестко регламентирован, его нарушители
в наказание должны были выпить кубок Большого орла (вместимостью 1,1 л
с лат. надписью «Доброе дело всегда побеждает»). Об А. сообщалось барабан.
боем и объявлениями на фонарных столбах. В день А. к хозяину прибывал ген.-полицмейстер
для записи гостей. Начинался праздник в 4-5 час. дня и заканчивался не
позднее 10 час. вечера. Около 6 час. обычно приезжал Петр. На А. играли
в шахматы, в фанты (дамы), спец. комната отводилась для бесед и курения.
Азартные игры были запрещены. Гл. развлечением служили танцы, к-рые делились
на церемониальные (польский менуэт) и англ. (англез, аллеманд, англ. контрданс
и др.). Музыка сперва была духовая, с 1712 часто играл струн. оркестр.
Общего стола на А., как правило, не было, хотя в нек-рых богатых домах
после танцев подавался ужин, на к-ром дамы сидели вперемежку с кавалерами.
В промежутках между танцами предлагались хол. закуски, спиртные напитки,
дамам - мед, варенье, чай, кофе, позднее - шоколад и лимонад. А. имели
успех в среде, сочувствующей петр. преобразованиям, в т.ч. среди пропетровски
настроенного духовенства. Напр., Феодосии Яновский ввел А. для духовных
чинов в Москве, проходившие поочередно в мон. и епископ. резиденциях. Это
начинание большинством современников воспринималось как кощунство. После
кончины Петра А. прекратились, были возобновлены при Петре II (указ от
13 окт. 1727), по его смерти прекратились окончательно, но к этому времени
нормы поведения, ради установления к-рых проводились А., уже широко распространились
в верхах рус. об-ва. А. имеет также значение высшего органа власти в нек-рых
странах и высшего органа нек-рых междунар. орг-ций.