АСКОЛЬДОВ Сер. Ал. (наст.
фам. - Алексеев) (1871-1945) - философ, сын философа А.А.Козлова
(1831-1901). Окончил естеств.-науч. ф-т Петерб. ун-та и длит. время совмещал
занятия химией и философией. После рев-ции - один из основателей тайного
Братства св. Серафима Саровского. Участник сб. «Проблемы идеализма» (1902),
знаменитого сб. «Из глубины» (Пг., 1921). С 1928 - в заключении, с 1935
- на поселении в Новгороде, с 1941 - в Германии; ум. в Потсдаме. Особое
место А. в рус. религ. философии 20 в. определяется связью его идей не
столько с творчеством Вл. Соловьева, сколько с рус. лейбницианством и спиритуализмом
19 в. (прежде всего с творчеством его отца). Для А. характерно скептич.
отношение к гипостазированию общих понятий («всеединство» и т.п.) и попыткам
оторвать их от психич. субстрата живой души, от «субстанциальных единств.
обладающих самосознанием и активностью». Поэтому важное место у А. занимает
критика неокантианства и феноменологии; истины, смыслы и т.п. «не более
и не выше того, кто их мыслит». Последовательно отвергая филос. материализм
(кн. «Критика диалектич. материализма», изд. в 1944 в Германии), А. считал,
однако, что субстанция есть соединение формы (духа) и материи (в аристотелевском
смысле «чистой мощи, или энергии»). Мир для А. - система «взаимодействующих
монад», причем «известные нам души людей и животных представляют лишь ничтожную
часть иерархич. лестницы существ». В отличие от большинства рус. религ.
мыслителей А. считал, что «развитие чисто теоретических первооснов христ.
метафизики» не должно быть связано с религ.-догматич. концепциями.
Соч.: Осн. проблемы
теории познания и онтологии. СПб., 1900; А.А. Козлов. М., 1912; Мысль и
действительность, М., 1914; Сознание как целое. М., 1918; Дух и материя
//
Новые вехи. Прага, 1945. № 2.