РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АСКОЛЬДОВ Сер. Ал.

АСКОЛЬДОВ Сер. Ал.

АСКОЛЬДОВ Сер. Ал. АСКОЛЬДОВ Сер. Ал. (наст. фам. - Алексеев) (1871-1945) - философ, сын философа А.А.Козлова (1831-1901). Окончил естеств.-науч. ф-т Петерб. ун-та и длит. время совмещал занятия химией и философией. После рев-ции - один из основателей тайного Братства св. Серафима Саровского. Участник сб. «Проблемы идеализма» (1902), знаменитого сб. «Из глубины» (Пг., 1921). С 1928 - в заключении, с 1935 - на поселении в Новгороде, с 1941 - в Германии; ум. в Потсдаме. Особое место А. в рус. религ. философии 20 в. определяется связью его идей не столько с творчеством Вл. Соловьева, сколько с рус. лейбницианством и спиритуализмом 19 в. (прежде всего с творчеством его отца). Для А. характерно скептич. отношение к гипостазированию общих понятий («всеединство» и т.п.) и попыткам оторвать их от психич. субстрата живой души, от «субстанциальных единств. обладающих самосознанием и активностью». Поэтому важное место у А. занимает критика неокантианства и феноменологии; истины, смыслы и т.п. «не более и не выше того, кто их мыслит». Последовательно отвергая филос. материализм (кн. «Критика диалектич. материализма», изд. в 1944 в Германии), А. считал, однако, что субстанция есть соединение формы (духа) и материи (в аристотелевском смысле «чистой мощи, или энергии»). Мир для А. - система «взаимодействующих монад», причем «известные нам души людей и животных представляют лишь ничтожную часть иерархич. лестницы существ». В отличие от большинства рус. религ. мыслителей А. считал, что «развитие чисто теоретических первооснов христ. метафизики» не должно быть связано с религ.-догматич. концепциями.

Соч.: Осн. проблемы теории познания и онтологии. СПб., 1900; А.А. Козлов. М., 1912; Мысль и действительность, М., 1914; Сознание как целое. М., 1918; Дух и материя // Новые вехи. Прага, 1945. № 2.