АСЕНКОВА Вар. Ник. (1817-41) -
актриса Александрийского т-ра. Училась нек-рое время в Петерб. театр. уч-ще,
покинула его из-за «отсутствия способностей». К первому выступлению готовилась
под рук. И.И. Сосницкого, дебютировала в 1835 ролью Роксаланы в к-дии Ш.-С.
Фавара «Солиман II, или Три султана». Природная грация, непринужденность,
обаяние принесли А. успех в ролях водевильного инженю: Лиза («Ножка» Н.-Э.
Шапелля, А. Шапо и Г. Ваэза), Сонечка («Ложа первого яруса на последний
дебют Тальоны» П.А. Каратыгина), Катенька («Отец, каких мало» Н.А. Коровкина)
и др. Особенно эффектна А. была в амплуа травести, где ей удавалось совместить
эротизм содержания и искренность исполнения: Габриэль («Девушка-гусар»
Ф.А. Кони), Лелев («Гусарская стоянка, или Еще подмосковные проказы» В.И.
Орлова), Карл («15-летний король» Ж.-А.-Ф. Ансело и А. Б.-Б. Декамберусса).
Лиризмом были окрашены выступления А. в ролях Софьи («Горе от ума») и Марьи
Антоновны («Ревизор»), к-рые считались удачно исполненными. После Эсмеральды
в инсценировке «Собора Париж. Богоматери» В. Гюго («Эмеральда, или Четыре
рода любви» Ш. Бирх-Пфейфер) актриса появляется в драм. ролях: заглавная
роль в «Параше Сибирячке» и Вероника в «Уголино» Н.А. Полевого, Корделия
в «Короле Лире» Шекспира. Несмотря на то, что А. недоставало патетич. ноты
- обязат. эл-та трагико-драматич. сцены ее времени, А. имела успех и в
этих ролях, (особенно «тихой и трогательной» Офелии в «Гамлете»). Ранняя
смерть этой любимицы публики овеяла судьбу А. романтич. ореолом.