РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
С 1943 в Москве, рук. науч.-исслед. кабинета при Моск. конс., научн. сотр. Ин-та истории иск. АН СССР, консультант Большого т-ра СССР. В 1948-49 гг. пред. правления Союза сов. композиторов.
Огромное науч. наследие А. включает в себя разработку проблем философии музыки, муз. мышления, истории, теории, эстетики и т. д. (обобщаемых понятиями «интонац. фонд эпохи» и «интонационный кризис»), иссл. ист. массивов и творчества отд. композиторов - Глинки, Чайковского, Стравинского, Мусоргского, Глазунова, Прокофьева и др.
Б.В. Асафьев
Создатель «теории интонации» (как осн. специфич. формы проявления мысли в музыке, к-рая есть «иск-тво интонируемого смысла»), теории муз. развития («Музыкальная форма как процесс» Л., 1963, и др.).
Писал науч. труды в близкой к худ. форме («Симфонич. этюды», в т. ч. гл. о «Пиковой даме» П. И. Чайковского, по стилю близки прозе рус. символизма). Автор 28 балетов, 11 опер, симфоний, романсов, камерных произв., а также кн. «Рус. живопись: Мысли и думы» (Л.; М., 1966).