РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АСАФЬЕВ Бор. Вл.

АСАФЬЕВ Бор. Вл.

АСАФЬЕВ Бор. Вл. АСАФЬЕВ Бор. Вл. (лит. псевдоним Игорь Глебов) (1884-1949) - музыковед и композитор, муз.-обществ. деятель. Нар. артист СССР (1946). Акад. (1943). В 1908 окончил ист.-филолог. фак-т Петерб. ун-та, в 1910 Петерб. конс. (класс инструментовки Н.А. Римского-Корсакова, кл. теории композиции А.К. Лядова). С 1910 - пианист-концертмейстер балета Мариинского т-ра. С 1904 печатается в ж. «Музыка» и выступает в прессе. В 1919 организовал совм. с С.К. Буличем и С.М. Ляпуновым «музыкальный разряд» в Петрогр. Ин-те истории искусств (ныне Рос. ин-т истории иск-в), рук. Высшими курсами иск-вознания и аспирантурой при этом ин-те. С 1925 проф. истории музыки Ленингр. конс., где по его инициативе создано музыковедч. отделение.

С 1943 в Москве, рук. науч.-исслед. кабинета при Моск. конс., научн. сотр. Ин-та истории иск. АН СССР, консультант Большого т-ра СССР. В 1948-49 гг. пред. правления Союза сов. композиторов.

Огромное науч. наследие А. включает в себя разработку проблем философии музыки, муз. мышления, истории, теории, эстетики и т. д. (обобщаемых понятиями «интонац. фонд эпохи» и «интонационный кризис»), иссл. ист. массивов и творчества отд. композиторов - Глинки, Чайковского, Стравинского, Мусоргского, Глазунова, Прокофьева и др.

АСАФЬЕВ Бор. Вл.

Б.В. Асафьев

Создатель «теории интонации» (как осн. специфич. формы проявления мысли в музыке, к-рая есть «иск-тво интонируемого смысла»), теории муз. развития («Музыкальная форма как процесс» Л., 1963, и др.).

Писал науч. труды в близкой к худ. форме («Симфонич. этюды», в т. ч. гл. о «Пиковой даме» П. И. Чайковского, по стилю близки прозе рус. символизма). Автор 28 балетов, 11 опер, симфоний, романсов, камерных произв., а также кн. «Рус. живопись: Мысли и думы» (Л.; М., 1966).