«АРМЯНСКОЕ РАДИО» - цикл
или поджанр анекдотов сов. времени (в осн. 60-70-х гг.), с особой вопросно-ответной
структурой. Возникли не позднее нач. 1960-х гг. и пародировали существовавший
в сов. радиовещании жанр ответов на вопросы радиослушателей. Первоначально
их полагалось рассказывать с акцентом («армянским» или «кавказским»), по
формуле «Гражданин X из города Y (часто назывались арм. фам. и топонимы)
спрашивает, кто/что/почему/ и т.д.» - Отвечаем: ...» Комизм анекдотов основывался
на наивности ответов, предметом обыгрывания становилась и сама формульная
«рамка» («Отвечаем: на глупые вопросы нэ отвечаем»). Затем формула сократилась
до: «Армянское радио спрашивают... Отвечаем...», потом отпали и эти следы
«этнической» атрибуции и осталась только структура «вопрос - ответ» (иногда
вопрос может предваряться словами: ты/вы знаешь/те, кто/что и т.д.). Подобная
вопросно-ответная структура характерна для архаич. текстов, связанных с
основными и глубинными мифологическими представлениями и архетипами. «Рассыпание»
вопросно-ответного текста на отдельные тексты малых жанров также известно
в фольклоре; таково, по нек-рым версиям, происхождение загадки. Видимо,
благодаря этим архаическим корням вопросно-ответный тип анекдота оказался
наиболее «всеядным», т.е. легче всего впитывал материал «соседних» жанров
(напр. городской частушки), тем самым проявляя общую тенденцию совр. анекдота
- заместить собой или, по крайней мере, воспроизвести в себе всю систему
жанров фольклора. «А.р.» (как, вероятно, и вообще анекдоту) свойственна
жанровая авторефлексия, ср. напр., анекдот: «Где сидит тот еврей, который
сочиняет анекдоты "А.р."?» - «Он еще не сидит». В пропаганде политорганов
Сов. Армии вполне серьезно утверждалось (м.б., не без влияния вышеприведенного
текста), что «А.р.» сочиняют «двенадцать профессоров в Париже» (подразумевалось
- с подрывными целями); не мог ли повлиять на эту версию факт публикации
текстов «А.р.» в газете «Русская мысль»?