АРИЯ (от итал. aria
- песня, мелодия, мотив) - 1) с 17 в. раздел оперы, оратории или
кантаты - сравнительно продолжит. и композиционно самостоят. (т.е. способное
исполняться вне контекста) соч. для солирующего голоса в сопровождении
оркестра. Отличается от песни усложненностью мелодии и аккомпанемента,
эл-том виртуозности (порой предельной) в вокальной партии, а от речитатива
- напевностью и композиц. целостностью. В итал. оп. 2-й пол. 18 в. сформировался
тип 3-частной А. да капо (aria da capo), где после 2-й части повторяется
первая (по схеме ABA). А. да капо послужила базовой моделью для многообразия
послед. композиц. оформлений А. В 18 в. зап.-европ. опера выработала ряд
типовых А., в т.ч. aria cantabile (певучая, медленная A.), aria di bravura
(яркая, виртуозная A.), aria lamento (медленная, скорбная А.). В оп. драматургии
А. служит гл. обр. для автохарактеристики персонажа (т.н. ария-портрет)
или эмоц. обобщения сложившейся к данному моменту сюжетной ситуации. Стандартизация
жанра, а также замедление (а то и полная остановка) в нем сценич. действия
неоднократно вызывали попытки исключить А. из оп. спектакля. Однако реформаторские
порывы всегда вызывали контрреформаторские новации: так, в 18 в. А.В. Моцарта
противостояли реформе Глюка, в 19-м А. Дж. Верди - реформе Р. Вагнера,
А. П.И. Чайковского и Н. Римского-Корсакова - изгнанию А. из опер Мусоргского;
в 20 в. последоват. защитником А. выступал в своих оп. И. Стравинский.
Развитие А. в 19-20 вв. вело к большему насыщению ее эл-тами сценич. действия
и к б. плотной спаянности с окружающими фрагментами музыки. В рус. опере
А., начиная с комич. опер композиторов 18 в. (Пашкевич, Фомин), обнаруживает
тяготение к интонациям нар. песни и бытового романса, что прослеживается
вплоть до опер, кантат и ораторий Прокофьева и Дм. Шостаковича. Традиция,
заложенная в оп. М.И. Глинки, определяет в рус. А. решит. преобладание
эмоц.-психологич. характеристики героя или ситуации над демонстрацией виртуозных
возможностей солиста; 2) концертная пьеса для солирующего голоса с оркестром;
3) инструмент. пьеса, как правило, обладающая певучей мелодией.