РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АРХИТЕКТУРА в России

АРХИТЕКТУРА в России

АРХИТЕКТУРА в России АРХИТЕКТУРА в России др. -рус. каменная А. появляется в связи с принятием христианства и стр-вом храмов. Первыми архитекторами и учителями рус. мастеров были византийцы, и тем самым рус. А. изначально была включена в европ. культурную традицию. Разнообразие местных условий и традиций привело к развитию в рус. архитектуре ср. веков многообразия типов деревянного и каменного зодчества: культового, фортификационного, светского; наиб. значение для дальнейшего развития имела владимиро-суздальская архитектурная традиция. С 12 в. ведется стр-во монастырей. В эпоху татаро-монгольского нашествия каменное зодчество практически прекратилось, за исключ. новгородских и псковских земель, где сложились самобытные арх. школы. В их формировании наряду с византийскими источниками большую роль сыграли также контакты со Скандинавией и городами Ганзейского союза.

АРХИТЕКТУРА в России

Софийский собор в Новгороде. 1052

АРХИТЕКТУРА в России

Теремной дворец в Московском Кремле. 1635-1636

Возрождение рус. А. связано с возвышением Москвы. Итальянские и др. зап.-европ. мастера, приглашенные Иваном III, - Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари, Марк Фрязин, Антон Фрязин, Алевиз Фрязин Миланец, Алевиз Фрязин Новый, Бон-Фрязин (где Фрязин - не фамилия, а «фряжской земли человек», выходец из Зап. Европы) в 1475-1508 создали ансамбль Московского Кремля (в основном сохранившийся доныне), принеся на Русь новые архитектурные формы и новые строит. приемы. Эта новая архитектура - ренессансная - питалась теми же источниками, что и русская домонгольская, она черпала из византийского наследия, оставившего в Италии множество памятников, и поэтому ренессансные здания так легко и органично вошли в русское культурное пространство и в глазах потомков стали казаться изначально национальными: совершив круг, А. в России вернулась к своим началам в их новой интерпретации.

В 16 в. в Москве и Центр. России архит. школа, получившая сильнейший внешний импульс, развивалась самостоятельно, строительным и художественным открытием этого века было появление шатра и применение кирпича в строит. технике. Вершинами А. этого века стали шатровая церковь Вознесения в с. Коломенском (1532) и храм Василия Блаженного арх. Бармы-Постника (1555-61).

В 17 в. многочисл. постройки Москвы, Ярославля и др. крупных культурных центров продолжили традиции нац. А. Новым словом в А. стало строительство шатровых башен Московского Кремля, соединивших черты национ. стиля с барокко, принесенным строившими их западными мастерами; образцом этого сплава традиций стала Спасская башня (арх. X. Галоуэй, 1625). Завершением эпохи стал стиль конца века, известный как «московское» или «нарышкинское» барокко: церковь Покрова в Филях, 1690-93, Успенский собор в Рязани, арх. Я.Г. Бухвостов, 1693-99. Этот стиль представляет собой русский вариант маньеризма - стиля, переходного от Ренессанса к барокко, но при этом он испытал влияние барокко.

К началу 18 в. барокко было стилем жизни и мышления верхов общества, и сильнейшее зап. влияние в А. 18 в. создало подобающее этому мировоззрению пространство, в свою очередь распространившее новое мировоззрение во всё более широкие круги населения. В 18 в. в А. ведущую роль вновь играют иностранные зодчие, и на два столетия утверждается традиция направлять молодых талантливых людей учиться за границу. Появляются новые типы культовых, административных и частных зданий, загородные резиденции с парками и т.д., решаются крупные градостроит. задачи в связи со стр-вом новых городов (см. градостр-во) - в первую очередь С.-Петербурга. Стиль барокко, представленный творчеством Д. Трезини, М.Г. Земцова, В.В. де Растрелли, С.И. Чевакинского и др., вызвал подъем всех видов иск-в (декор.-прикладного, живописи, скульптуры, графики). Со 2-й пол. 18 в. ведется регулярная перепланировка старых городов, расцветает русская усадьба. С 1760-х вплоть до 1830-х гг. в России получает распространение классицизм (В.И. Баженов, Ж.-Б. Валлен-Деламот, М.Ф. Казаков, Ю.М. Фельтен, Ч. Камерон, И.Е. Старов и мн. др.), сосуществовавший на первых порах с рококо, псевдоготикой и др. стилевыми течениями, прошедший в своем развитии ряд стадий и завершившийся ампиром (см.) в творчестве А.Н. Воронихина, Ж. Тома де Томона, А.Д. Захарова, О.И. Бове, К.И. Росси, Д.И. Жилярди, В.П. Стасова.

В 1830-х гг. с развитием романтизма классицизм сменяется поисками более широкого круга традиций, на которые начинает опираться рус. А., рождается историзм, принимающий формы неоготики, помпейского стиля, неоренессанса, русско-византийского стиля. Принципом А. этого времени была эклектика: выбор стиля в зависимости от ситуации: назначения, традиций заказчика, арх. контекста и т.д., а позже соединение элементов разных стилей в одном произведении, создающее новое худож. качество (арх. А.Менелас, А.П. Брюллов, А.И. Штакеншнейдер, К.А. Тон, О. Монферран, Н.Л. Бенуаидр.). 2-я пол. 19 в. выдвигает новые задачи перед А: рост городов, стр-во нового типа жилища - доходных домов, интенсивное стр-во заводов, фабрик, банков, учебных заведений, больниц, появление железных дорог, стр-во вокзалов и т.д. Эклектика и историзм пережили эпоху романтизма и стали принципом худож. форм позитивистской эпохи, ориентируясь гл. обр. на Ренессанс (М.Е. Месмахер). Оригинальным течением в А. стал кирпичный стиль. В церковном зодчестве получили развитие формы русского стиля, ориентированные чаще всего на 17 в. (А.А. Парланд).

АРХИТЕКТУРА в России

Большой Кремлевский дворец. К.А. Тон. 1838-1849

А. России кон. 19-нач. 20 в. - эпоха модерна, сходного в своих проявлениях с А. Запада этого времени, но и отмеченного нац. чертами (Ф.О. Шехтель, бр. Косяковы и др.). Неоретроспективное направление в нач. 20 в. в России связано с именами И. А. Фомина, ориентировавшегося на классицизм, В.А. Щукой И.В. Жолтовского - поклонников Ренессанса, и др. В 1910-х гг. чистые формы модерна почти исчезают, сменяясь ретроспективными.

После 1917 А. решает ряд принципиально важных задач, связанных с проблемами градостр-ва, созданием новых промышленных центров и реконструкцией старых городов, затем их востановлением после Всл. Отеч. войны, интенсивным промышленным строительством. Появляется много новых типов зданий, сооружений, комплексов: крупные электростанции, гиганты индустрии, метрополитен, новые типы административных зданий, уч. заведения, научные городки, дворцы культуры, стадионы, санатории и дома отдыха, многоквартирные дома - сначала типа коммун, затем с индивидуальными квартирами небольшого размера.

Полностью неприемлемым для нового времени оказался русский стиль в любых своих вариантах. Гонения на церковь прежде всего отразились на полном прекращении строительства храмов, которых никогда не строили в новых городах и городских районах. Исчезло также искусство худож. жилого интерьера. Частное строит-во ограничивается сельской местностью, малыми городами и предместьями и подвергается строгой регламентации, практически теряя худож. формы. В 1920-е гг. отчетливо определились новые искания в А. рационалистов (Н.А. Ладовский и др.) и конструктивистов (бр. Веснины, М.Я. Гинзбург, К.С. Мельников и др.), сменившиеся в нач. 1930-х гг. «сталинским ампиром». Тоталитарные формы государственности определили специфику А. 1930 - нач. 1950-х гг., к-рая характеризуется своеобразным использованием традиций классич. наследия. Многие черты нового стиля видны в творчестве его создателей уже в 1910-х гг. Для «сталинского ампира» характерны преувеличенный масштаб, увлечение колоссальным ордером (во всю высоту здания), нарушение классических пропорций при классическом декоре, обилие тяжелых декоративных элементов, часто заимствованных из архитектуры барокко и Ренессанса (напр., мощная рустовка), типичная для Ренессанса окраска песочным тоном (был изобретен искусственный камень желто-розового цвета - сталинит); произвольное, не связанное с членением зданий наложение декора, часто с простым символическим значением. Главные площади и улицы превращаются в декорации для торжественных демонстраций. Высотные дома Москвы, ставшие ориентирами в городе, лишившемся множества храмов, являются апофеозом этого стиля. Архитектура интерьера развивалась в зданиях общественного назначения, и особенно в метрополитене Москвы и Ленинграда, станции к-рого отделаны с дворцовой роскошью (в Москве - в традициях дворцов и храмов Ренессанса и барокко, в Ленинграде, где стиль более сдержан, - классицизма), с живописными и мозаичными плафонами и стенными композициями, скульптурой, применением дорогих материалов. Там, где подчеркнутая пышность не требовалась - в жилых кварталах, - архитектура этого периода часто была вполне соразмерна человеку и следовала лучшим традициям классицизма. Много проектируют и строят в это время И.А. Фомин, В.А. Щуко, И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, Н.А. Троцкий, Л.В. Руднев, В.Г. Гельфрейх и др. Необходимость изучения архитектуры Ренессанса, барокко и классицизма способствовала поддержанию культурных традиций в обществе. «Сталинский ампир» как худож. явление и его культурная роль еще ждут объективных исследователей.

АРХИТЕКТУРА в России

Исторический музей. А.А. Семенов, В.О. Шервуд. 1870-1880-e гг.

2-я пол. 1950-х гг. открывает новый этап в развитии А., к-рый характеризуется повсеместной индустриализацией методов стр-ва, типовым проектированием, новыми приемами планировки и т.д. По новому принципу строятся новые р-ны Москвы, Ленинграда и др. городов, рождаются новые города (Навои, Шевченко и т.д., арх. Я.Б. Белопольский, А.В. Жук, М.В. Посохин и мн. др.). Уязвимым моментом в развитии А. этого времени является крайне низкий уровень ее худож. образности: А. растворилась в строительстве и как таковая приняла часто негативную функцию, создавая антикультурную среду. Однообразие приемов планирования, типовое стр-во, низкий уровень качества используемых материалов и технологии стр-ва почти повсеместно привели к безликости новых городов и районов, застройка к-рых получила название «хрущоб» и, соответственно, негативно сказалась на вырастающих там поколениях, вырванных из культурного пространства. В 1970-х гг. при сохранении предельно простых форм проявилась тенденция к парадной монументальности - своеобразный рецидив «сталинского ампира». В 1990-х гг. с возрождением частного стр-ва и появлением большого колич. зданий по индивид. проектам А. вернулась к рубежам, на к-рых ее развитие было прервано в 1910-х гг.: появились реминисценции модерна, неоготики, неокирпичный стиль и т.п., далеко не всегда отвечающие критериям художественности, но внушающие надежду на возрождение почти утраченной А. как искусства.