АРФА - струнный щипковый
инструмент (треугольная рама, внутри к-рой натянуты струны разл. длины).
Один из древнейших муз. инструментов (в Месопотамии известна с 3 в. до
н.э., широко использовалась в Др. Египте). А. распространяется в Европе
(начиная с Ирландии) в 8 или 9 в. н.э., гл. обр. как инструмент для аккомпанемента
собств. пению, сначала эпич. сказителями (бардами и скальдами), а в 12-14
вв. странств. поэтами-рыцарями (трубадурами и миннезингерами). Отсюда устойчивая
символика А. как эмблемы высокого поэтич. творчества и частое упоминание
ее в поэзии (напр., в рус.: от «Арфы» Г.Р. Державина до цикла «Скрипки
и арфы» А.А. Блока). На эту символику повлияло и упоминание в ряде пер.
Библии на европ. яз. А. царя, псалмопевца Давида, хотя древнеевр. царь,
скорее всего, играл на лире, родств. греч. кифаре (в совр. канонич. пер.
Ветхого Завета на рус. яз. инструмент Давида назван гуслями). В христ.
культуре А. прочно связывается с музицированием ангелов, что также повлияло
на ее символику в живописи и поэзии (ср. у Пушкина: «И внемлет арфе серафима/
В священном ужасе поэт»). В совр. варианте инструмента, сконструиров. во
Франции в нач. 19 в., деревянная рама (опрокинутый на вершину треугольник)
держит около 45 струн, расположенных в 2 различно настроенных ряда. С помощью
7 педалей, перестраивающих струны, А. может звучать в любой тональности.
Легкий, звончатый, «серебристый», тембр и особая переливчатость звучания
делают А. одним из самых красочных инструментов симфонич. оркестра. Легко
вступая в камерные анс. (напр., с голосом, скрипкой, флейтой), А. как солирующий
инструмент используется редко, хотя среди авторов пьес для А. соло - Бах,
Гендель, Бетховен, Моцарт, Глинка, Дебюсси, Равель, Хиндемит.