РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АНТРОПОСОФИЯ

АНТРОПОСОФИЯ

АНТРОПОСОФИЯ АНТРОПОСОФИЯ - религ.-мистич. учение Р. Штейнера (1861-1925) о пробуждении в человеке его скрытых духовных сил. В 1909 А. отделилась от традиц. теософии, осн. на субъективном мистич. опыте. А. представляет собой синкретич. соединение зап. и вост. религ.-оккультных учений, в к-ром можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики чисел, каббалистики, неортодоксально понятой христ. мистики, классич. идеализма и др. учений. Целью А. является выработка у человека чувства единства с духовной осн. Вселенной. А. претендовала быть точной наукой, что проявилось в сухом наукообразном стиле трактатов ее основателя, по замыслу к-рого все мистич. должно было стать научным, а все научное - мистич. Согласно А. человек образует микрокосм из физич., эфирного и астрального тел. Эти три тела отражают три ступени, через к-рые прошел в своей эволюции Мировой Дух. А. мыслилась как новая фаза формирования духовного «Я», способность воспринимать высш. миры духа и следы их событий в космич. эфире, включающие антилюциферич. импульсы, данные Буддой, Заратустрой, Платоном, Христом и др. Унификация разнородных религ.-оккультных представлений в А. сопровождалась детальной схематизацией космогонич. и антропогонич. процессов. Соц.-полит. программа А. предлагала идею гармонизации об-ва путем создания «трехсложного социального организма», где юрид. сфера была бы основана на равенстве и братстве производителей в отд. общинах, а духовная во гл. с ареопагом посвященных мудрецов должна была олицетворять свободу. А. отличалась оптимизмом энергичного восхождения к трансцендентному свету, причем земное бытие в принципе не представлялось свободным от космич. смысла. Учение А. нашло отражение в педагогике (т.н. вальдорфские школы), медицине, агротехнике и имело определ. воздействие натворч. интеллигенцию. Антропософское об-во, учреждённое в г. Дорнахе (Швейцария) в 1913, имело отделения в Германии, Австрии, Франции и др. странах. Рус. антропософское об-во осн. в Москве 20 сент. 1913, затем возникли кружки и в СПб. Энергичным пропагандистом А. в России выступал Андрей Белый. Теософско-антропософские мотивы прослеживаются в стихах К. Бальмонта, М. Волошина, Вяч. Иванова. В разное время участниками антропософских кружков были поэты Е.И. Васильева (урожд. Дмитриева, псевд. Черубина де Габриак) и Эллис (Л.Л. Кобылинский), актер Мих. Чехов, художницы М.В. Сабашникова-Волошина и А.А. Тургенева, востоковеды В.И. Авдиев, Е.Э. Бертельс, В.В. Викентьев, Ф.И. Ростопчин, Ю.К. Щуцкий, мн. др. деятели науки и культуры. В 1923 Обществу было отказано в регистрации и оно самораспустилось; б-ки и значит. часть архивов были конфискованы властями. Весной 1931 последовала волна арестов быв. антропософов; немногие, оставшиеся на воле, были уничтожены в 1937, когда А. в России, вместе со всеми др. течениями религ.-филос. мысли, прекратила свое существование. Лишь в 90-е гг. деятельность Антропософского об-ва возобновилась в СПб.

Лит.: Штейнер Р. Мистерии древности и христианство. М., 1912; Егоже. Теософия. М., 1915; Белый А. Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. М., 1917; Жемчужникова М.Н. Воспоминания о Московском Антропософском обществе (1917-23) /Публ. Дж. Мальмстада,// Минувшее: Ист. альм. М., 1992. Вып. 6. С. 7-53; Андрей Белый и антропософия / Публ. Дж. Мальмстада // Там же. С. 337-450; Вып. 8. С. 409-471; Вып. 9. С. 409-488.