АНТРОПОСОФИЯ - религ.-мистич.
учение Р. Штейнера (1861-1925) о пробуждении в человеке его скрытых духовных
сил. В 1909 А. отделилась от традиц. теософии, осн. на субъективном мистич.
опыте. А. представляет собой синкретич. соединение зап. и вост. религ.-оккультных
учений, в к-ром можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики
чисел, каббалистики, неортодоксально понятой христ. мистики, классич. идеализма
и др. учений. Целью А. является выработка у человека чувства единства с
духовной осн. Вселенной. А. претендовала быть точной наукой, что проявилось
в сухом наукообразном стиле трактатов ее основателя, по замыслу к-рого
все мистич. должно было стать научным, а все научное - мистич. Согласно
А. человек образует микрокосм из физич., эфирного и астрального тел. Эти
три тела отражают три ступени, через к-рые прошел в своей эволюции Мировой
Дух. А. мыслилась как новая фаза формирования духовного «Я», способность
воспринимать высш. миры духа и следы их событий в космич. эфире, включающие
антилюциферич. импульсы, данные Буддой, Заратустрой, Платоном, Христом
и др. Унификация разнородных религ.-оккультных представлений в А. сопровождалась
детальной схематизацией космогонич. и антропогонич. процессов. Соц.-полит.
программа А. предлагала идею гармонизации об-ва путем создания «трехсложного
социального организма», где юрид. сфера была бы основана на равенстве и
братстве производителей в отд. общинах, а духовная во гл. с ареопагом посвященных
мудрецов должна была олицетворять свободу. А. отличалась оптимизмом энергичного
восхождения к трансцендентному свету, причем земное бытие в принципе не
представлялось свободным от космич. смысла. Учение А. нашло отражение в
педагогике (т.н. вальдорфские школы), медицине, агротехнике и имело определ.
воздействие натворч. интеллигенцию. Антропософское об-во, учреждённое в
г. Дорнахе (Швейцария) в 1913, имело отделения в Германии, Австрии, Франции
и др. странах. Рус. антропософское об-во осн. в Москве 20 сент. 1913, затем
возникли кружки и в СПб. Энергичным пропагандистом А. в России выступал
Андрей Белый. Теософско-антропософские мотивы прослеживаются в стихах К.
Бальмонта, М. Волошина, Вяч. Иванова. В разное время участниками антропософских
кружков были поэты Е.И. Васильева (урожд. Дмитриева, псевд. Черубина де
Габриак) и Эллис (Л.Л. Кобылинский), актер Мих. Чехов, художницы М.В. Сабашникова-Волошина
и А.А. Тургенева, востоковеды В.И. Авдиев, Е.Э. Бертельс, В.В. Викентьев,
Ф.И. Ростопчин, Ю.К. Щуцкий, мн. др. деятели науки и культуры. В 1923 Обществу
было отказано в регистрации и оно самораспустилось; б-ки и значит. часть
архивов были конфискованы властями. Весной 1931 последовала волна арестов
быв. антропософов; немногие, оставшиеся на воле, были уничтожены в 1937,
когда А. в России, вместе со всеми др. течениями религ.-филос. мысли, прекратила
свое существование. Лишь в 90-е гг. деятельность Антропософского об-ва
возобновилась в СПб.
Лит.: Штейнер Р. Мистерии
древности и христианство. М., 1912; Егоже. Теософия. М., 1915; Белый А.
Штейнер и Гёте в мировоззрении современности. М., 1917; Жемчужникова М.Н.
Воспоминания о Московском Антропософском обществе (1917-23) /Публ. Дж.
Мальмстада,// Минувшее: Ист. альм. М., 1992. Вып. 6. С. 7-53; Андрей Белый
и антропософия / Публ. Дж. Мальмстада // Там же. С. 337-450; Вып. 8. С.
409-471; Вып. 9. С. 409-488.