РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АНТИУТОПИЯ

АНТИУТОПИЯ

АНТИУТОПИЯ АНТИУТОПИЯ (от греч, ahtt - против, оu- не, нет и to, pos - место) - лит.-философ. жанр, берущий начало от сатирич. традиции, заложенной в 17 в. Т. Гоббсом («Левиафан»), в 18 в. Б. Мандевилем («Басня о пчелах, или Частные пороки - общая выгода») и Дж. Свифтом («Путешествия Гулливера»). Сложился во 2-й четв. 20 в., выступив в качестве оппозиции по отношению к утопич. форме обществ. сознания. Изображая, как и утопия, несуществующую социальную систему, А., однако, не приписывает последней статуса социального идеала. Примерно в том же смысле, что и А., в лит-ре употребляются понятия «дистопия» (перевернутая утопия) и «какотопия» (злая утопия). Наиб. изв. создатели А. - Е. Замятин, О. Хаксли, Э. Юнгер, Г. Уэльс, К. Чапек, Г.К. Честертон, Р. Бредбери, Ф.А. фон Хаек, Дж. Оруэлл, А. Кестлер, Э. Берджес. Для них характерно прогнозирование ситуации в результате развития негативных тенденций совр. общества. В то же время А. осознает трудности такого прогноза и находится на «перепутье» истории и аллегории, намеренно абсолютизир. отрицат. моменты настоящего и сталкивая несовершенную реальность с вымышл. миром. Осн. положения антиутопич. мысли: утопия - это «обольщение», «соблазн»; она представляет собой форму «эскапизма», бегства от современности и забвения времени, поэтому необходимо ее разоблачение, каким бы привлекательным ни казался ее оптимизм; во-вторых, утопия приносит человеч. свободу в жертву материальному благоденствию - но отказ от свободы во имя изобилия «неэкономичен», ибо принудит. орг-ция нивелирует человеч. деят-ность, лишает ее и самую человеч. жизнь многообразия; в-третьих, в принципе не существует универс. плана соц. переустройства, к-рый привел бы к об-ву «всеобщего благоденствия», а попытки осуществления такого плана могут привести к самым неожиданным и неблагоприятным результатам, примеры чему дает возникновение тоталитарных обществ. систем в результате социального эксперементирования в 20 в.

Несмотря на определен, различия во взглядах, для авторов А. характерен пессимистич. взгляд на судьбы цивилизации, что во мн. оправдано фактами совр. социального и научного-технич. развития и может рассматриваться как закономерный протест против чрезмерной рационализации и прагматизации совр. образа жизни, бюрократизации общества, регламентации человеч. отношений, стандартизации сознания и поведения людей. В совр. рус. лит-ре черты А. просматриваются в соч. А.Н. и Б.Н. Стругацких и др. произв. науч. и мифологизированнной фантастики (Н.С. Евдокимов. Трижды Величайший, или О бывшем из небывшего, и др.).

Лит.: Бердяев Н . А . Смысл истории. Берлин, 1923; Араб-оглы Э. В утопич. антимире // Лит. газ. 1972. 23 февраля и 1 марта; Социокультурные утопии XX в. М., 1979.