АНТИУТОПИЯ (от греч,
ahtt - против, оu- не, нет и to, pos - место) - лит.-философ. жанр, берущий
начало от сатирич. традиции, заложенной в 17 в. Т. Гоббсом («Левиафан»),
в 18 в. Б. Мандевилем («Басня о пчелах, или Частные пороки - общая выгода»)
и Дж. Свифтом («Путешествия Гулливера»). Сложился во 2-й четв. 20 в., выступив
в качестве оппозиции по отношению к утопич. форме обществ. сознания. Изображая,
как и утопия, несуществующую социальную систему, А., однако, не приписывает
последней статуса социального идеала. Примерно в том же смысле, что и А.,
в лит-ре употребляются понятия «дистопия» (перевернутая утопия) и «какотопия»
(злая утопия). Наиб. изв. создатели А. - Е. Замятин, О. Хаксли, Э. Юнгер,
Г. Уэльс, К. Чапек, Г.К. Честертон, Р. Бредбери, Ф.А. фон Хаек, Дж. Оруэлл,
А. Кестлер, Э. Берджес. Для них характерно прогнозирование ситуации в результате
развития негативных тенденций совр. общества. В то же время А. осознает
трудности такого прогноза и находится на «перепутье» истории и аллегории,
намеренно абсолютизир. отрицат. моменты настоящего и сталкивая несовершенную
реальность с вымышл. миром. Осн. положения антиутопич. мысли: утопия -
это «обольщение», «соблазн»; она представляет собой форму «эскапизма»,
бегства от современности и забвения времени, поэтому необходимо ее разоблачение,
каким бы привлекательным ни казался ее оптимизм; во-вторых, утопия приносит
человеч. свободу в жертву материальному благоденствию - но отказ от свободы
во имя изобилия «неэкономичен», ибо принудит. орг-ция нивелирует человеч.
деят-ность, лишает ее и самую человеч. жизнь многообразия; в-третьих, в
принципе не существует универс. плана соц. переустройства, к-рый привел
бы к об-ву «всеобщего благоденствия», а попытки осуществления такого плана
могут привести к самым неожиданным и неблагоприятным результатам, примеры
чему дает возникновение тоталитарных обществ. систем в результате социального
эксперементирования в 20 в.
Несмотря на определен, различия
во взглядах, для авторов А. характерен пессимистич. взгляд на судьбы цивилизации,
что во мн. оправдано фактами совр. социального и научного-технич. развития
и может рассматриваться как закономерный протест против чрезмерной рационализации
и прагматизации совр. образа жизни, бюрократизации общества, регламентации
человеч. отношений, стандартизации сознания и поведения людей. В совр.
рус. лит-ре черты А. просматриваются в соч. А.Н. и Б.Н. Стругацких и др.
произв. науч. и мифологизированнной фантастики (Н.С. Евдокимов. Трижды
Величайший, или О бывшем из небывшего, и др.).
Лит.: Бердяев Н .
А . Смысл истории. Берлин, 1923; Араб-оглы Э. В утопич. антимире // Лит.
газ. 1972. 23 февраля и 1 марта; Социокультурные утопии XX в. М., 1979.