АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР (от
лат animal - животное) - изображение животных в разл. видах изобразит.
иск-ва: сочетает худож. и естеств.-науч. начала. Художник, работающий в
А.Ж., называется анималист. Ранние примеры А.Ж. относятся к первобытному
иск-ву Др. Востока, памятникам «звериного стиля» в Европе, Азии, Африке
и т.д. А.Ж. широко распространяется в античной вазописи, мозаиках, скульптуре.
В ср. века преобладают изображения аллегорических, фольклорных, часто гротесковых,
сказочных образов животных. Б. внимание рисованию животных с натуры уделяют
художники Возрождения (А. Дюрер и др.). Обособление в самостоят. жанр относится
к 17 в. (Европа). В 17-18 вв. много работают в А.Ж. художники Голландии
(А. Кейп и др.) и Фландрии (Ф. Снейдерс). В России изображения животных
встречаются в деревянных изделиях бытового назначения, в украшениях архитектурных
сооружений (скульпторы П.К. Клодт, Е.А. Лансере). В 18-20 вв. в А.Ж. работали
живописцы Н.Е. Сверчков, А.С. Степанов, В.А. Серов и мн. др. После 1917
развитию А.ж. способствуют В.А. Ватагин, И.Е. Ефимов, Е.И.Чарушин, В.И.
Курдов, Т.С. Капустина и мн. др. В 19 в. анималистич. тема развивается
в живописи и пластике. Скульптурные работы П.К. Клодта отличаются непосредственностью
фиксации жизненных впечатлений. Мастерство в передаче повадок животных
характерно для малой пластики Е.А. Лансере. На полотнах А.С. Степанова
анималист. тема объединяется с пейзажем, передавая тонкое поэтич. восприятие
охоты, сопоставимое с прозой И.С. Тургенева.