АНГЛИЙСКИЕ ПАРКИ - тип
культурного пространства, изв. в России с кон. 18 - нач. 19 в. Самый ранний
тип пейзажного парка, возникший в Англии в сер. 18 в. на основе эстетики
рококо и предромантизма. Имитируют естеств. пейзаж; для них характерны
дорожки, направление к-рых определяется свободно текущими реками и линиями
мягкого рельефа; их непрямолинейность создает эффект ожидания тайны. Небольшие
рощи, купы и отд. деревья чередуются с обширными лугами и водными пространствами
со свободными от деревьев и дорожек берегами. Эстетика парка моделирует
представление о прекрасном как о недостижимом: создается впечатление, что
самое красивое место - не то, в к-ром находятся, а то, куда смотрят; оно
кажется доступным, но обычно недостижимо прямым путем. Отд. части ландшафтов
А.П. включаются в культуру символическим посвящением их античным божествам:
роща - Аполлону, остров - Афродите пеннорожденной, долина - богине земледелия
Деметре, - что означалось возведением их «храмов» (павильонов античной
храмовой архитектуры), реже - статуй. Скульптура сама по себе, без к-л.
архитект. построек, крайне редка в А.П. Чаще всего его содержание выражают
павильоны, обычно скрытые зеленью или рельефом ландшафта, чтобы предстать
перед гуляющим неожиданно. А.П. включает также фермы, пастбища, пасущийся
скот, нивы, облагороженные селения и счастливых, поющих и пляшущих поселян.
Расцвет А.П. соответствует культуре сентиментализма кон. 18 - начала 19
в. Мн. постройки А.П. являются знаками ист. эмоций своей эпохи: павильоны
и обелиски, посв. сентиментальным добродетелям, Любви (вообще или родительской
и супружеской), Дружбе, субъектам привязанностей (людям или животным, в
т. ч. могилы последних); лично важным для владельца ист. событиям, посещению
этих мест важными персонами и самим этим персонам, а также павильоны (обычно
классич. форм), колонны, обелиски, триумфальные врата, надписи и др. мемориализация
памятных мест; родовые усыпальницы (часто - в виде замка в малодоступном
месте). Др. постройки являются культурными моделями ист. эпох (античных,
ср.-вековых), как бы дошедших до нас, зачастую в руинах. Ход времени воплощается
излюбленным в живописи и парковом иск.-ве кон. 18 в. сочетанием торжеств.
античных руин с контрастными по высоте стиля поздними и словно эфемерными
постройками - хижинами, грубо сложенными сараями и т.п., прилепившимися
к остаткам древностей. Остатками античного величия предстают в А.П. фермы,
коровники, мельницы, птични
ки. Также в А.П. строились
модели экзотич. архитектурных сооружений иных стран и народов (чаще всего
это игровой Китай или Турция). В таком контексте реальные постройки приобретают
знаковый характер. Так, в России здания елизаветинского времени становятся
образом «готической» России (т. е. предшеств. эпохе Просвещения). В ряд
культурных моделей входят многочисл. пасторальные архитект. мотивы: хижины,
шале, палатки, березовые домики и т. п. Являясь средством самоорганизации
личности, А.П. стремится вызвать чувство гармонии с миром, свободы и покоя.
В России А. П. создаются
с 1760-х гг.: Гатчинский, Екатерининский в Царском Селе, Павловский (долина
р. Славянки), Английский в Петергофе, бесчисл. подражания в рус. помещичьих
усадьбах. Разл. по масштабу и семантич. богатству, А.П. оказали колоссальное
влияние на рус. культуру, отчасти сопоставимое с ролью великой рус. литературы,
став проводником либерального самосознания в эпоху Просвещения и сентиментализма.
Естественно переходящие в сел. пейзаж и гораздо б. обширные, чем в Зап.
Европе, А.П. с нач. 19 в. стали неотъемлемым эл-том рус. пейзажа, а их
изображение - пост. темой живописи и лит-ры. В период романтизма А.П. меняются
в сторону уменьшения «лексичности» значения сооружений и усиления эмоц.
воздействия за счет театрализов. орг-ции пространства: посадками (Павловск,
р-ны «Белая береза» и «Парадное иоле»), подчеркиванием естеств. ландшафта:
море, скалы, овраги, густые заросли как демонстрация стихийной мощи (Новошалейные
пруды в Павловске, Александрия в Петергофе, Монрепо в Выборге, усадьба
Воронцовых в Алупке). Позже А.П. вытесняются иными тинами орг-ции пейзажа.
Назв. «А.П.» ошибочно применяют как наименование любого пейзажного парка.
Лит.: Лихачев Д. С.
Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб.,
1991.