РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АНГЛИЙСКИЕ ПАРКИ

АНГЛИЙСКИЕ ПАРКИ

АНГЛИЙСКИЕ ПАРКИ АНГЛИЙСКИЕ ПАРКИ - тип культурного пространства, изв. в России с кон. 18 - нач. 19 в. Самый ранний тип пейзажного парка, возникший в Англии в сер. 18 в. на основе эстетики рококо и предромантизма. Имитируют естеств. пейзаж; для них характерны дорожки, направление к-рых определяется свободно текущими реками и линиями мягкого рельефа; их непрямолинейность создает эффект ожидания тайны. Небольшие рощи, купы и отд. деревья чередуются с обширными лугами и водными пространствами со свободными от деревьев и дорожек берегами. Эстетика парка моделирует представление о прекрасном как о недостижимом: создается впечатление, что самое красивое место - не то, в к-ром находятся, а то, куда смотрят; оно кажется доступным, но обычно недостижимо прямым путем. Отд. части ландшафтов А.П. включаются в культуру символическим посвящением их античным божествам: роща - Аполлону, остров - Афродите пеннорожденной, долина - богине земледелия Деметре, - что означалось возведением их «храмов» (павильонов античной храмовой архитектуры), реже - статуй. Скульптура сама по себе, без к-л. архитект. построек, крайне редка в А.П. Чаще всего его содержание выражают павильоны, обычно скрытые зеленью или рельефом ландшафта, чтобы предстать перед гуляющим неожиданно. А.П. включает также фермы, пастбища, пасущийся скот, нивы, облагороженные селения и счастливых, поющих и пляшущих поселян. Расцвет А.П. соответствует культуре сентиментализма кон. 18 - начала 19 в. Мн. постройки А.П. являются знаками ист. эмоций своей эпохи: павильоны и обелиски, посв. сентиментальным добродетелям, Любви (вообще или родительской и супружеской), Дружбе, субъектам привязанностей (людям или животным, в т. ч. могилы последних); лично важным для владельца ист. событиям, посещению этих мест важными персонами и самим этим персонам, а также павильоны (обычно классич. форм), колонны, обелиски, триумфальные врата, надписи и др. мемориализация памятных мест; родовые усыпальницы (часто - в виде замка в малодоступном месте). Др. постройки являются культурными моделями ист. эпох (античных, ср.-вековых), как бы дошедших до нас, зачастую в руинах. Ход времени воплощается излюбленным в живописи и парковом иск.-ве кон. 18 в. сочетанием торжеств. античных руин с контрастными по высоте стиля поздними и словно эфемерными постройками - хижинами, грубо сложенными сараями и т.п., прилепившимися к остаткам древностей. Остатками античного величия предстают в А.П. фермы, коровники, мельницы, птични
ки. Также в А.П. строились модели экзотич. архитектурных сооружений иных стран и народов (чаще всего это игровой Китай или Турция). В таком контексте реальные постройки приобретают знаковый характер. Так, в России здания елизаветинского времени становятся образом «готической» России (т. е. предшеств. эпохе Просвещения). В ряд культурных моделей входят многочисл. пасторальные архитект. мотивы: хижины, шале, палатки, березовые домики и т. п. Являясь средством самоорганизации личности, А.П. стремится вызвать чувство гармонии с миром, свободы и покоя.

В России А. П. создаются с 1760-х гг.: Гатчинский, Екатерининский в Царском Селе, Павловский (долина р. Славянки), Английский в Петергофе, бесчисл. подражания в рус. помещичьих усадьбах. Разл. по масштабу и семантич. богатству, А.П. оказали колоссальное влияние на рус. культуру, отчасти сопоставимое с ролью великой рус. литературы, став проводником либерального самосознания в эпоху Просвещения и сентиментализма. Естественно переходящие в сел. пейзаж и гораздо б. обширные, чем в Зап. Европе, А.П. с нач. 19 в. стали неотъемлемым эл-том рус. пейзажа, а их изображение - пост. темой живописи и лит-ры. В период романтизма А.П. меняются в сторону уменьшения «лексичности» значения сооружений и усиления эмоц. воздействия за счет театрализов. орг-ции пространства: посадками (Павловск, р-ны «Белая береза» и «Парадное иоле»), подчеркиванием естеств. ландшафта: море, скалы, овраги, густые заросли как демонстрация стихийной мощи (Новошалейные пруды в Павловске, Александрия в Петергофе, Монрепо в Выборге, усадьба Воронцовых в Алупке). Позже А.П. вытесняются иными тинами орг-ции пейзажа. Назв. «А.П.» ошибочно применяют как наименование любого пейзажного парка.

Лит.: Лихачев Д. С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. СПб., 1991.