РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АНЕКДОТ

АНЕКДОТ

АНЕКДОТ АНЕКДОТ (от греч. - неопубликованный, неизданный) - короткая комич. история, вымышл. или реальная. Со временем А. стали называть и «публикуемые» истории. Так, «анекдотами» именовались «тайная история» Прокопия Кесарийского - скандальная хроника визант. двора. 1) В рус. словоупотреблении 18 в. А. - история, обычно достоверная, связ., как правило, с ист. персонажем, затем просто комич. история. А. занимал значит. место в прозе 18 в.: многочисл. сб-ки А. как переводных (Про Луи Лоран. «Дух Генриха IV, или Собрание весьма любопытных А., изящных поступков, остроумных ответов и неск. писем сего государя», 1789), так и оригинальных («Подлинные анекдоты Петра Великого, слышанные из уст знатных особ в Москве и СПб., изд. в свет Якобом фон Штелиным», 1787; «Анекдоты, касавшиеся сего Великого Государя: Дополнения к Деяниям Петра Великого» И.И. Голикова, 1796, и др.). Отделы А. нередко имеют место в журналах. В эпоху сентиментализма распространяются А., рассказывающие о благородном поведении простых людей («Российские анекдоты» в ж. «Санкт-Петербург. Меркурий», 1793, «Чувствит. анекдоты, посв. душам благородномыслящим», 1798, и др.), с ними связано развитие сентиментальной пов. («Фрол Силин», 1791, Н.М. Карамзина). В нач. 19 в. А. (преим. ист.) по-прежнему широко распространен, к нему обращаются, в частности, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин и др. в поисках выразит. деталей, характеризующих прошедшую рус. жизнь. Впоследствии А. оттесняется на периферию лит. процесса или же приобретает иные структурные параметры. В 20 в. образцы пародийного переосмысления ист. А. дал Д. Хармс («Анекдоты из жизни Пушкина»), а также Л.Я. Гинзбург («Записи 1920-80гг.»); 2) В фольклористике А. - подвид новеллистич. или бытовой сказки. Неоднократно высказывались сомнения в подобном определении А., отчасти вызванные терминологич. путаницей (а именно отождествлением А. в фольклористич. смысле с совр. «городским» анекдотом), трудностью проведения границ между сказкой и А.: (новеллистич. сказки в большинстве своем имеют комич. установку, выделение же А. как «короткого» текста - не очень строгий критерий). Однако в том или ином смысле, прежде всего как генетич. прототип совр. А. (а также ряда лит. жанров, напр. ср.-век. фаблио, шванков, фацеций), фольклорный А., безусловно, существует. Немало А., бытующих в совр. гор. фольклоре, можно найти в сб. фаблио или в указателях сказочных сюжетов. Он традиционно возводится к мифам о трикстерах, в частности к их вариантам или трансформациям в «животном эпосе» (см.: Сказки о животных); важная особенность соотношения А. с др. некомич. фольклорными жанрами - то, что значит. часть А. (особенно А. о лжецах - вид сказок, к-рые фольклористы б. или менее единодушно причисляют к А.) содержат те же мотивы, что и «серьезные» фолькл. жанры, но в них эти мотивы (особенно чудесные) играют не ту подчиненную, функциональную, как в волшебной сказке, а самодовлеющую роль, к-рая сразу «остранняет» невероятность вещей или событий, в волшебной сказке вполне уместных.

Фольклорный А. может строиться на словесном комизме и на комизме ситуации. Совр. «городской» А. (термин условен, т.к. А. современного типа бытует и в деревне) обязательно имеет «пуант» (букв. «острие»), т.е. неожиданную концовку, к-рая производит комич. эффект (т. е. специфич. его подвид - эффект остроумия). Эту функцию может выполнять и каламбур, и остроумный ответ (фолькл. А. также знают целый класс сюжетов, построенных на таких ответах), причем остроумие может сводиться просто к рифме или удачно введенному слову, иногда нецензурному (существует мнение, что в своем примитивном виде такое слово «заменяет» пуант, выступая как знак того, «что пора смеяться»). А. не чужд и комизм ситуации, к-рый непременно должен вскрываться внезапно. Отсюда - возможность «испортить» А., т. е. рассказать его так, что слушатель заранее угадывает, то, что от него должно быть скрыто до пуанта, разрушая тем самым искомый комич. эффект.

А. - гл. жанр совр. фольклора, бытующий во всех слоях об-ва и, в отличие от мн. традиц. жанров, не обнаруживающий признаков угасания. Из близких к нему повествоват. жанров сохраняются только сплетни, слухи, детские «страшилки» (гор. вариант были-чек). Как и нек-рые др. новые (т.е. нетрадиц., неархаич.) жанры фольклора, А. стремится охватить собой все смысловое пространство, в традиции разделенное между разл. жанрами, т.е. стать единств. видом фольклора в современности. Сов. быт 20-70-х гг. активизировал еще один родственный А. фольклоризированный жанр: анонимные устно бытующие эпиграммы (также характеризующиеся наличием пуанта). Осн. тематич. подвиды совр. А.: политические, т.н. «неприличные» и «национальные». Независимо от этого деления А. склонны к циклизации (традиционно фольклорная черта) иногда на структурной основе (вопросно-ответные А., первоначально объединявшиеся в цикл «армянское радио», а затем избавившиеся от этой мотивировки, «абстрактные» А. в начале 60-х гг., основанные на чистом абсурде), иногда на основе персонажа, причем одни и те же сюжеты могут прикрепляться к разным персонажам (так же как это происходит в предании, эпосе и т.п.): таковы А. о Ленине, бытовавшие в 1-й пол. 60-х гг. (в них обязательно нужно было передавать картавость гл. персонажа), А. о Чапаеве, о Штирлице: ср. со вполне фолькл. персонажами, типа пошехонцев из подлинных фолькл. сюжетов - Вантей и Мантей (диалектное произношение имен Ванька и Манька). Пошехонский цикл можно считать своеобр. прототипом нац. А., к-рые, как это свойственно мн. жанрам фольклора, так или иначе оценивают «чужих», будь то иной этнос или жители соседнего села (прозвища, дразнилки и т.п.). Часто А. приписывают чужому этносу те или иные дурные качества, напр., фантастич. глупость (серия А. «о чукчах» 80-90-х гг.), или похотливость, или хитрость. Особый пласт составляют т. н. евр. А., к к-рым относятся как А. о евреях с т. зр. др. народов, так и А., исходящие из евр. среды и, как правило, столь же насмешливо обыгрывающие определ. черты «клишированного» нац. характера.

Совр. А. б. ч. бытует в устной традиции: ему очень свойственны невербальные, паралингвистич. средства (жесты, а также интонация, игра на акценте и проч.); с др. стороны - краткость анекдота порождает особый устный синтаксис, плохо воспринимаемый при чтении. Как и нек-рые другие жанры, А. способен к «самоописанию» («метаанекдоты»), характеризующие свойства жанра и его функции, напр.: разговор Сталина и Радека (к-рому в 20-30-е гг. приписывалось большинство политич. А. - еще один вид циклизации, общий с жанром эпиграммы): «Ты про меня все время рассказываешь анекдоты, а я - гений всех времен и народов». - «Этого анекдота я про вас не рассказывал».

Лит.: Учебный материал по теории лит-ры: Жанры словесного текста. Анекдот /Сост. А.Ф. Белоусов. Таллин, 1989.