РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Фольклорный А. может строиться на словесном комизме и на комизме ситуации. Совр. «городской» А. (термин условен, т.к. А. современного типа бытует и в деревне) обязательно имеет «пуант» (букв. «острие»), т.е. неожиданную концовку, к-рая производит комич. эффект (т. е. специфич. его подвид - эффект остроумия). Эту функцию может выполнять и каламбур, и остроумный ответ (фолькл. А. также знают целый класс сюжетов, построенных на таких ответах), причем остроумие может сводиться просто к рифме или удачно введенному слову, иногда нецензурному (существует мнение, что в своем примитивном виде такое слово «заменяет» пуант, выступая как знак того, «что пора смеяться»). А. не чужд и комизм ситуации, к-рый непременно должен вскрываться внезапно. Отсюда - возможность «испортить» А., т. е. рассказать его так, что слушатель заранее угадывает, то, что от него должно быть скрыто до пуанта, разрушая тем самым искомый комич. эффект.
А. - гл. жанр совр. фольклора, бытующий во всех слоях об-ва и, в отличие от мн. традиц. жанров, не обнаруживающий признаков угасания. Из близких к нему повествоват. жанров сохраняются только сплетни, слухи, детские «страшилки» (гор. вариант были-чек). Как и нек-рые др. новые (т.е. нетрадиц., неархаич.) жанры фольклора, А. стремится охватить собой все смысловое пространство, в традиции разделенное между разл. жанрами, т.е. стать единств. видом фольклора в современности. Сов. быт 20-70-х гг. активизировал еще один родственный А. фольклоризированный жанр: анонимные устно бытующие эпиграммы (также характеризующиеся наличием пуанта). Осн. тематич. подвиды совр. А.: политические, т.н. «неприличные» и «национальные». Независимо от этого деления А. склонны к циклизации (традиционно фольклорная черта) иногда на структурной основе (вопросно-ответные А., первоначально объединявшиеся в цикл «армянское радио», а затем избавившиеся от этой мотивировки, «абстрактные» А. в начале 60-х гг., основанные на чистом абсурде), иногда на основе персонажа, причем одни и те же сюжеты могут прикрепляться к разным персонажам (так же как это происходит в предании, эпосе и т.п.): таковы А. о Ленине, бытовавшие в 1-й пол. 60-х гг. (в них обязательно нужно было передавать картавость гл. персонажа), А. о Чапаеве, о Штирлице: ср. со вполне фолькл. персонажами, типа пошехонцев из подлинных фолькл. сюжетов - Вантей и Мантей (диалектное произношение имен Ванька и Манька). Пошехонский цикл можно считать своеобр. прототипом нац. А., к-рые, как это свойственно мн. жанрам фольклора, так или иначе оценивают «чужих», будь то иной этнос или жители соседнего села (прозвища, дразнилки и т.п.). Часто А. приписывают чужому этносу те или иные дурные качества, напр., фантастич. глупость (серия А. «о чукчах» 80-90-х гг.), или похотливость, или хитрость. Особый пласт составляют т. н. евр. А., к к-рым относятся как А. о евреях с т. зр. др. народов, так и А., исходящие из евр. среды и, как правило, столь же насмешливо обыгрывающие определ. черты «клишированного» нац. характера.
Совр. А. б. ч. бытует в устной традиции: ему очень свойственны невербальные, паралингвистич. средства (жесты, а также интонация, игра на акценте и проч.); с др. стороны - краткость анекдота порождает особый устный синтаксис, плохо воспринимаемый при чтении. Как и нек-рые другие жанры, А. способен к «самоописанию» («метаанекдоты»), характеризующие свойства жанра и его функции, напр.: разговор Сталина и Радека (к-рому в 20-30-е гг. приписывалось большинство политич. А. - еще один вид циклизации, общий с жанром эпиграммы): «Ты про меня все время рассказываешь анекдоты, а я - гений всех времен и народов». - «Этого анекдота я про вас не рассказывал».
Лит.: Учебный материал по теории лит-ры: Жанры словесного текста. Анекдот /Сост. А.Ф. Белоусов. Таллин, 1989.