РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АНДРЕЕВ Леон. Ник.

АНДРЕЕВ Леон. Ник.

АНДРЕЕВ Леон. Ник. АНДРЕЕВ Леон. Ник. (1871-1919) писатель. Из мещанской семьи. Окончил юрид. ф-т Моск. ун-та (1897). Служил пом. присяжного поверенного. Первая публикация - рассказ «В холоде и золоте» (1892). С 1897 на газ. работе, в осн. в радикальной газ. «Курьер» в качестве судебного хроникера и автора рубрик «Впечатления» и «Москва. Мелочи жизни» (последние под псевд. Джемс Линч); зав. отделом беллетристики. Известность получил с публикацией рассказа «Баргамот и Гараська» (1898). В 1900 вошел в лит. кружок «Среда» и стал одним из его председателей. Писательская жизнь А. складывалась в орбите М. Горького; их «дружба-вражда» длилась два десятилетия, была полна драматизма из-за различия худож. и обществ. позиций. В годы раннего творчества А. овладел неск. манерами письма: от «натуроподобной» до «фантастической», органично сочетавшимися в его творчестве: рассказы с новеллистич. основой («Первый гонорар», «Предстояла кража» и др.), философского наполнения («Большой шлем», «Жили-были», «Петька на даче» и др.), символико-аллегорические («Стена»), экспрессивные этюды («Набат», «Ложь», «Бездна»). Программные пов. «Жизнь Василия Фивейского» (1903) и «Красный смех» (1904), - одно из первых произв. в мировой лит-ре, где тема «безумия и ужаса» войны дана в экспрессионистич. стиле, посв. распаду христианского сознания в условиях новейшей цивилизации.

АНДРЕЕВ Леон. Ник.

Л.Н. Андреев

В 1900-е гг. А. захвачен «благодатным, шумным дождем революции» (в 1905 за предоставление квартиры для заседания ЦК РСДРП заключался в Таганскую тюрьму). В центре внимания писателя теперь проблема соц. психологии («Так было», «Губернатор», «Христиане», «Тьма»). Революция всколыхнула темных фанатиков веры («Савва»), голодных («Царь-Голод»), мстителей («Рассказ о семи повешенных»), мужиков-разбойников («Сашка Жегулев»), но преображения, по А., не произошло, и духовный результат революции проблематичен.

Образ революционера у А. («К звездам», «Савва», «Тьма», «Рассказ о семи повешенных», «Сашка Жегулев») воплощает вершину нравств. чувства, духовного сознания эпохи, но он трагичен, и путь его подвига (бунты, террор, разбой и т.п.) исторически бесперспективен - (ср. произв. А. на ветхо- и новозаветные сюжеты: «Бен-Товит», «Елеазар», «Иуда Искариот» и др., а также соч. с фантастич.-мифологич. мотивами - «Анатэма», «Дневник Сатаны» и др.). В 1906 А. уехал в Гельсингфорс, где был участником рев. событий и свидетелем подавления Свеаборгского восстания. Произв. А. появляются вскоре в «Золотом руне», сб-ках «Земля», изд-ве «Шиповник», альманахи к-рого А. стал редактировать.

Первые пьесы А. («К звездам», 1905, «Савва», 1906) можно отнести к соц.-философскому условному т-ру («Жизнь Человека», 1906, «Царь-Голод», 1907, «Анатэма», 1908). «Жизнь Человека» была отмечена Обществом рус. драматич. писателей Грибоедовской премией; с успехом шла на сцене т-ра В.Ф. Комиссаржевской (в пост. В. Э. Мейерхольда) и МХТ (в пост. К. С. Станиславского); но, поставленные как элитарные спектакли с привкусом декадентства, они не удовлетворили А. В 1909-19 он пробует создать т-р «панпсихе»: действие перенесено внутрь человека, к-рый является частицей «мировой души». Этапными стали мелодрама на совр. тему «Екатерина Ивановна» (1912), трагедия интеллекта «Мысль» (1914), героин. трагедия нар. души «Самсон в оковах» (1915) и пьеса-сказка «Тот, кто получает пощечины» (1915), мистерия одиночества «Собачий вальс» (1916), трагедия замкнутого сознания «Реквием» (1916). Свои сатирич. миниатюры А. назвал «анекдотами»: о псевдоцивилизованном человечестве - «Любовь к ближнему» (1908), «из римской истории» - «Прекрасные сабинянки» (1912) и «Конь в сенате» (1915), о псевдокультурной обывательщине - «Монумент» (1916). Они с успехом шли в т-ре «Кривое зеркало».

В 1910-х гг. А. печатался в газ. «Рус. воля»; писал рассказы иронические («Чемоданов», 1917 и др.), реалистические («Полет», 1914) «библейские» («День гнева», 1910, «Земля», 1912), пов. о маленьком человеке перед лицом «великих дней» («Иго войны», 1916), трагико-сатирич. ром.-антиутопию «Дневник Сатаны». Его публицистич. статьи «Мое предсказание», «Путь красных знамен» (1917) связаны единым кругом проблем: мировая война, к-рая должна превратиться в ряд революций. А. восторженно принял Февр. и враждебно - Окт. революцию.