РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Л.Н. Андреев
В 1900-е гг. А. захвачен «благодатным, шумным дождем революции» (в 1905 за предоставление квартиры для заседания ЦК РСДРП заключался в Таганскую тюрьму). В центре внимания писателя теперь проблема соц. психологии («Так было», «Губернатор», «Христиане», «Тьма»). Революция всколыхнула темных фанатиков веры («Савва»), голодных («Царь-Голод»), мстителей («Рассказ о семи повешенных»), мужиков-разбойников («Сашка Жегулев»), но преображения, по А., не произошло, и духовный результат революции проблематичен.
Образ революционера у А. («К звездам», «Савва», «Тьма», «Рассказ о семи повешенных», «Сашка Жегулев») воплощает вершину нравств. чувства, духовного сознания эпохи, но он трагичен, и путь его подвига (бунты, террор, разбой и т.п.) исторически бесперспективен - (ср. произв. А. на ветхо- и новозаветные сюжеты: «Бен-Товит», «Елеазар», «Иуда Искариот» и др., а также соч. с фантастич.-мифологич. мотивами - «Анатэма», «Дневник Сатаны» и др.). В 1906 А. уехал в Гельсингфорс, где был участником рев. событий и свидетелем подавления Свеаборгского восстания. Произв. А. появляются вскоре в «Золотом руне», сб-ках «Земля», изд-ве «Шиповник», альманахи к-рого А. стал редактировать.
Первые пьесы А. («К звездам», 1905, «Савва», 1906) можно отнести к соц.-философскому условному т-ру («Жизнь Человека», 1906, «Царь-Голод», 1907, «Анатэма», 1908). «Жизнь Человека» была отмечена Обществом рус. драматич. писателей Грибоедовской премией; с успехом шла на сцене т-ра В.Ф. Комиссаржевской (в пост. В. Э. Мейерхольда) и МХТ (в пост. К. С. Станиславского); но, поставленные как элитарные спектакли с привкусом декадентства, они не удовлетворили А. В 1909-19 он пробует создать т-р «панпсихе»: действие перенесено внутрь человека, к-рый является частицей «мировой души». Этапными стали мелодрама на совр. тему «Екатерина Ивановна» (1912), трагедия интеллекта «Мысль» (1914), героин. трагедия нар. души «Самсон в оковах» (1915) и пьеса-сказка «Тот, кто получает пощечины» (1915), мистерия одиночества «Собачий вальс» (1916), трагедия замкнутого сознания «Реквием» (1916). Свои сатирич. миниатюры А. назвал «анекдотами»: о псевдоцивилизованном человечестве - «Любовь к ближнему» (1908), «из римской истории» - «Прекрасные сабинянки» (1912) и «Конь в сенате» (1915), о псевдокультурной обывательщине - «Монумент» (1916). Они с успехом шли в т-ре «Кривое зеркало».
В 1910-х гг. А. печатался в газ. «Рус. воля»; писал рассказы иронические («Чемоданов», 1917 и др.), реалистические («Полет», 1914) «библейские» («День гнева», 1910, «Земля», 1912), пов. о маленьком человеке перед лицом «великих дней» («Иго войны», 1916), трагико-сатирич. ром.-антиутопию «Дневник Сатаны». Его публицистич. статьи «Мое предсказание», «Путь красных знамен» (1917) связаны единым кругом проблем: мировая война, к-рая должна превратиться в ряд революций. А. восторженно принял Февр. и враждебно - Окт. революцию.