РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АНДЕГРАУНД, андергрдунд

АНДЕГРАУНД, андергрдунд

АНДЕГРАУНД, андергрдунд АНДЕГРАУНД, андергрдунд (англ. unerground - подполье) применительно к рус. культуре - это форма последовательного эстетич. и экзистенциального протеста против государственно-бюрократического стиля управления иск-вом и лит-рой. Термин заимствован из худ. практики послевоенной нью-йоркской богемы, где А. возник как оппозиция к «истэблишменту» (система общепринятых ценностей) и массовому коммерческому искусству. С начала 70-х гг. понятие А. проникает в СССР и охватывает все богатство и разнообразие неофициальной нонконформистской, так наз. «второй культуры». Лит. А. сложился как органическое возрождение традиций рус. потаенной словесности в условиях сов. постсталинской реальности. Он тесно связан с практикой самиздата. «Понятие самиздата возникло в начале 1966 г. для обозначения художеств. и публицистич. лит-ры, изготовлявшейся и распространявшейся частным образом в качестве замены официального подцензурного книгоиздательства...» (В. Казак. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 г. London: OPI. 1988 С. 665-666). Начало лит. самиздату было положено журналом «Синтаксис», издававшимся машинописным способом в Москве в 1959 Александром Гинзбургом. Арест Гинзбурга не прекратил процесс изготовления и распространения самиздата. В 1962 в Ленинграде изданы коллективные сборники подпольной поэзии «Антология советской патологии» (сост. Г. Ковалев и В. Соколов) и «Лай» (сост. Е. Пазухин и В. Комаров). В 1966 в Москве издан альманах «Феникс» (ред. Н. Горбаневская). С янв. 1976 по 1981 в Ленинграде издается регулярный религиозно-философский и лит.-худож. ж. «37» (ред. Т. Горичева, В. Кривулин и Л. Рудкевич, вышел 21 номер), а также объемистый ежеквартальник «Часы», который до сих пор не прекратил существования (ред. Б. Иванов и Б.Останин, издано более 90 номеров). В 1980 выпускается ж. «Северная почта» (ред. С. Дедюлин и В. Кривулин, вышло 8 номеров), посвященный исключительно поэзии. С 1981 издается лит.-худож. ж. «Обводный канал» (ред. К. Бутырин и С. Стратановский). Среди других самиздатских журналов, выходивших в 80-е гг., следует отметить «Молчание», «Митродор», «Сумерки», «Сумма», «Московский худож. архив» и др. Общая черта самиздатских авторов - изначальная и эстетич. установка на несотрудничество с официозом. Эскапизм можно рассматривать как базовую эстетич. категорию А. Различаются четыре осн. направления А., соответствующие главным тенденциям цензурных запретов: 1) социально-разоблачительная беллетристика и документалистика; 2) литература с явно выраженным религиозно-философским или спиритуальным мировозрением; 3) интенсивное развитие традиций русского авангарда, насильственно прерванных и загнанных в подполье в 20-30-е гг., а также проекция новейшего опыта западной модернистской и постмодернистской лит-ры на советскую культурно-бытовую ситуацию; 4) эротич. и смеховая литература с использованием нецензурной лексики. Помимо оригинальных текстов в лит-ре А. широкое распространение получили переводы новейших сочинений по философии, религии, социологии и психоанализу, к-рые по цензурным или идеол. соображениям не могли быть опубликованы в СССР. В развитии А. можно выделить 2 периода. Первый - 50-60-е гг. - характеризовался доминированием «опасной» социально-критической проблематики, заостренными, эпатирующими формами экзистенциального и эстетич. протеста, культом буйных гениев и утонченных эстетов. В это время А. близок к демократич. и диссидентскому движению и представлен такими фигурами, как моск. поэты, близкие к А. Крученых, - С. Красовицкий, В. Хромов, поэт-филолог Л. Чертков, «лионозовцы» Г. Сапгир и И. Холин, а также Г. Айги и Вс. Некрасов, поэты журнала «Феникс» - Н. Горбаневская, В. Делоне, Ю. Галансков и др., поэты группы «Смог» - Л. Губанов, В. Алейников, Ю. Кублановский, Э. Лимонов, ленинградские неофутуристы С. Кондратов, М. Еремин, К. Кузьминский, соцартист В. Уфлянд, неосимволист Р. Мандельштам, «ахматовские сироты» - Анат. Найман, Д. Бобышев, Евг. Рейн, И. Бродский, изысканный А. Волхонский, медитативно-абсурдные лирики круга Л. Аронзона и группы «Хеленукты» - В. Эрль, А. Хвостенко, Ю. Галецкий, Д. Макринов, рижанин И. Бейн. Из андеграундной прозы этого периода необходимо отметить Венедикта Ерофеева, автора классической книги «Москва - Петушки», Юза Алешковского с его романом «Николай Николаевич», мистико-эротические рассказы Ю. Мамлеева и И. Дудинского, повести ленинградцев В. Марамзина, И. Ефимова, новеллы Рида Грачева и С. Довлатова. К литературе А. можно отнести и сатирич. произведения Абрама Терца и Николая Аржака, с той только оговоркой, что они изначально рассчитаны были на публикацию за рубежом, а не на самиздатское бытование. В 70-80-е гг. происходит переоценка идейных и эстетич. ценностей. Стихийный протест сменяется стремлением к упорядочению, анализу, ослабевает социально-критическая линия, усиливается роль мистических и спиритуальных мотивов, обостряется интерес к философии и истории (творчество Е. Шварц, О. Охапкина, В. Кривулина, С. Стратановского, А. Миронова, Е. Игнатовой, Т. Буковской, А. Ожиганова, Б. Куприянова, П. Чейгина, О. Седаковой, Е. Пудовкиной). Развивается медитативно-эзотерическая лирика (А. Драгомощенко, И. Бурихин). С другой стороны, все большее распространение получают смеховые и провокативно-игровые, нарочито демократизованные худ. формы. Моск. концептуалисты - Д. Пригов, Л. Рубинштейн, М. Айзенберг, Т. Кибиров - и их молодые последователи используют «совковый» язык и атрибутику сов. менталитета как нейтрально окрашенный эстетич. материал, позволяющий подвергнуть осмеянию любую идеологию, в том числе и диссидентскую. В рамках А. складывается эстетика поставангардизма, основанная на игре, худож.-провокативных актах и полистилистике. Ее представители - прозаики Н. Климонтович, Вик. Ерофеев, Е. Попов, М. Берг, С. Коровин. С началом перестройки лит. А. получает доступ к широкой печати, однако процесс его легализации осложняется принципиальной ориентацией авторов А. на ничем не ограниченную свободу самовыражения, столь же стесненную в условиях рыночной экономики, как и прежде - в условиях государственно-идеол. контроля.