АНДЕГРАУНД, андергрдунд (англ.
unerground - подполье) применительно к рус. культуре - это форма последовательного
эстетич. и экзистенциального протеста против государственно-бюрократического
стиля управления иск-вом и лит-рой. Термин заимствован из худ. практики
послевоенной нью-йоркской богемы, где А. возник как оппозиция к «истэблишменту»
(система общепринятых ценностей) и массовому коммерческому искусству. С
начала 70-х гг. понятие А. проникает в СССР и охватывает все богатство
и разнообразие неофициальной нонконформистской, так наз. «второй культуры».
Лит. А. сложился как органическое возрождение традиций рус. потаенной словесности
в условиях сов. постсталинской реальности. Он тесно связан с практикой
самиздата. «Понятие самиздата возникло в начале 1966 г. для обозначения
художеств. и публицистич. лит-ры, изготовлявшейся и распространявшейся
частным образом в качестве замены официального подцензурного книгоиздательства...»
(В. Казак. Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 г. London:
OPI. 1988 С. 665-666). Начало лит. самиздату было положено журналом «Синтаксис»,
издававшимся машинописным способом в Москве в 1959 Александром Гинзбургом.
Арест Гинзбурга не прекратил процесс изготовления и распространения самиздата.
В 1962 в Ленинграде изданы коллективные сборники подпольной поэзии «Антология
советской патологии» (сост. Г. Ковалев и В. Соколов) и «Лай» (сост. Е.
Пазухин и В. Комаров). В 1966 в Москве издан альманах «Феникс» (ред. Н.
Горбаневская). С янв. 1976 по 1981 в Ленинграде издается регулярный религиозно-философский
и лит.-худож. ж. «37» (ред. Т. Горичева, В. Кривулин и Л. Рудкевич, вышел
21 номер), а также объемистый ежеквартальник «Часы», который до сих пор
не прекратил существования (ред. Б. Иванов и Б.Останин, издано более 90
номеров). В 1980 выпускается ж. «Северная почта» (ред. С. Дедюлин и В.
Кривулин, вышло 8 номеров), посвященный исключительно поэзии. С 1981 издается
лит.-худож. ж. «Обводный канал» (ред. К. Бутырин и С. Стратановский). Среди
других самиздатских журналов, выходивших в 80-е гг., следует отметить «Молчание»,
«Митродор», «Сумерки», «Сумма», «Московский худож. архив» и др. Общая черта
самиздатских авторов - изначальная и эстетич. установка на несотрудничество
с официозом. Эскапизм можно рассматривать как базовую эстетич. категорию
А. Различаются четыре осн. направления А., соответствующие главным тенденциям
цензурных запретов: 1) социально-разоблачительная беллетристика и документалистика;
2) литература с явно выраженным религиозно-философским или спиритуальным
мировозрением; 3) интенсивное развитие традиций русского авангарда, насильственно
прерванных и загнанных в подполье в 20-30-е гг., а также проекция новейшего
опыта западной модернистской и постмодернистской лит-ры на советскую культурно-бытовую
ситуацию; 4) эротич. и смеховая литература с использованием нецензурной
лексики. Помимо оригинальных текстов в лит-ре А. широкое распространение
получили переводы новейших сочинений по философии, религии, социологии
и психоанализу, к-рые по цензурным или идеол. соображениям не могли быть
опубликованы в СССР. В развитии А. можно выделить 2 периода. Первый - 50-60-е
гг. - характеризовался доминированием «опасной» социально-критической проблематики,
заостренными, эпатирующими формами экзистенциального и эстетич. протеста,
культом буйных гениев и утонченных эстетов. В это время А. близок к демократич.
и диссидентскому движению и представлен такими фигурами, как моск. поэты,
близкие к А. Крученых, - С. Красовицкий, В. Хромов, поэт-филолог Л. Чертков,
«лионозовцы» Г. Сапгир и И. Холин, а также Г. Айги и Вс. Некрасов, поэты
журнала «Феникс» - Н. Горбаневская, В. Делоне, Ю. Галансков и др., поэты
группы «Смог» - Л. Губанов, В. Алейников, Ю. Кублановский, Э. Лимонов,
ленинградские неофутуристы С. Кондратов, М. Еремин, К. Кузьминский, соцартист
В. Уфлянд, неосимволист Р. Мандельштам, «ахматовские сироты» - Анат. Найман,
Д. Бобышев, Евг. Рейн, И. Бродский, изысканный А. Волхонский, медитативно-абсурдные
лирики круга Л. Аронзона и группы «Хеленукты» - В. Эрль, А. Хвостенко,
Ю. Галецкий, Д. Макринов, рижанин И. Бейн. Из андеграундной прозы этого
периода необходимо отметить Венедикта Ерофеева, автора классической книги
«Москва - Петушки», Юза Алешковского с его романом «Николай Николаевич»,
мистико-эротические рассказы Ю. Мамлеева и И. Дудинского, повести ленинградцев
В. Марамзина, И. Ефимова, новеллы Рида Грачева и С. Довлатова. К литературе
А. можно отнести и сатирич. произведения Абрама Терца и Николая Аржака,
с той только оговоркой, что они изначально рассчитаны были на публикацию
за рубежом, а не на самиздатское бытование. В 70-80-е гг. происходит переоценка
идейных и эстетич. ценностей. Стихийный протест сменяется стремлением к
упорядочению, анализу, ослабевает социально-критическая линия, усиливается
роль мистических и спиритуальных мотивов, обостряется интерес к философии
и истории (творчество Е. Шварц, О. Охапкина, В. Кривулина, С. Стратановского,
А. Миронова, Е. Игнатовой, Т. Буковской, А. Ожиганова, Б. Куприянова, П.
Чейгина, О. Седаковой, Е. Пудовкиной). Развивается медитативно-эзотерическая
лирика (А. Драгомощенко, И. Бурихин). С другой стороны, все большее распространение
получают смеховые и провокативно-игровые, нарочито демократизованные худ.
формы. Моск. концептуалисты - Д. Пригов, Л. Рубинштейн, М. Айзенберг, Т.
Кибиров - и их молодые последователи используют «совковый» язык и атрибутику
сов. менталитета как нейтрально окрашенный эстетич. материал, позволяющий
подвергнуть осмеянию любую идеологию, в том числе и диссидентскую. В рамках
А. складывается эстетика поставангардизма, основанная на игре, худож.-провокативных
актах и полистилистике. Ее представители - прозаики Н. Климонтович, Вик.
Ерофеев, Е. Попов, М. Берг, С. Коровин. С началом перестройки лит. А. получает
доступ к широкой печати, однако процесс его легализации осложняется принципиальной
ориентацией авторов А. на ничем не ограниченную свободу самовыражения,
столь же стесненную в условиях рыночной экономики, как и прежде - в условиях
государственно-идеол. контроля.