АНАТОМИЯ (греч. -
рассечение, расчеление) - наука о форме и строении органов, систем и организма
в целом. Основы А. заложены в эпоху Возрождения (16 в. - Леонардо да Винчи,
А. Везалий, Г. Фаллопий, Б. Евстихий; 17 в. - У. Гарвей, М. Мальпиги).
В России известна с 17 в.: Е. Славинецкий перевел «Эпитом» - труд Везалия
«О строении человеч. тела» (1657-58). Открытия в обл. А. в значит. степени
сформировали менталитет барокко. Поскольку осн. методом старой А. было
исследование трупов, предмет А. оказался близок филос. размышлениям на
темы взаимопереходов живого и мертвого, суетности и бренности мира (vanitas
vanitatis), присущим эпохе барокко, и это ввело А. в число осн. культурных
интересов 17 - нач. 18 в., проявившись в создании анатомических т-ров и
коллекций. В России, однако, увлечение А. не привилось, что является одним
из показателей отличия рус. барокко, для к-рого тема vanitas не была определяющей,
от зап.-европейского. В сер. 19 в. на волне увлечения вульгарным материализмом
(«позитивизмом») А. стала излюбленным занятием естеств.-научных исследователей
- «нигилистов». Образ Базарова из тургеневского ром. «Отцы и дети» стал
для поколения «детей», включая ринувшихся в науку барышень, образцом для
подражания, и даже в 1960-х гг. в нек-рых сов. школах учителя биологии
предлагали учащимся «резать лягушек». В дальнейшем А. как наука освободилась
от подобных культурных коннотаций, однако слово «анатомировать» переносно
применяется как отрицательно-оценочное (так, оно было излюбленной партийной
оценкой структурно-семиотич. литературоведения Ю. М. Лотмана и его школы).