РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Зал А.Т. в Кунсткамере был по периметру оформлен препаратами анатомич. коллекций Ф. Рюйша. Это заспиртованные человеч. эмбрионы, младенцы и части тел, помещенные в живописных позах, с кружевными манжетами, воротниками и т.п.; скульптурные композиции из скелетов и засушенных внутр. органов, напр. дет. скелет, вытирающий слезы пустой глазницы кружевным платочком из засушенного легкого. Изготовление таких препаратов требовало как худож. вкуса, так и особых технологий, позволяющих веками сохранять останки и даже впечатление их свежести. Органы высушивали на воздухе, или смазывали древесным уксусом, или покрывали прозрачным лаком. Препараты сохраняли в растворе винного спирта, сулемы и т.д. Глаза нерожденных младенцев - искусственные, но создающие иллюзию натуральности. Голландец Ф. Рюйш, проживший 6. 90 лет и трудившийся до последнего своего часа, - самый выдающийся среди анатомов, делавших эти препараты. Он был поэтом, художником, философом, его композиции представляли собой своего рода эмблемы, сопровождаясь латинскими девизами. Он открыл способ делать инъекции красящего вещества в сосуды; при этом, если ответвления сосудов мешали худож. композиции, Рюйш удалял их. Его огромную коллекцию и рецепты приготовления инъекционных масс купил в 1716 Петр I, заплатив цену, равную годовому доходу среднего нем. княжества. Коллекция была помещена в петерб. Кунсткамере, где и поныне находится 935 экспонатов (кроме Кунсткамеры, 20 препаратов - в анатом. коллекции Военно-Мед. академии, и несколько в Казанском мед. ин-те). Коллекция Рюйша размещалась, кроме зала А.Т., в др. помещениях Кунсткамеры. Воплощала также барочную идею varientas, включая бабочек, птиц, экзотич. животных - высушенных, бальзамированных, заспиртованных. Их дополняли цветы, жемчуга, бабочки-поденки - символы vanitas. Т.к. на пути в Россию почти все анатомо-поэтич. композиции разрушились, их «убирание» возлагалось на художницу Марию-Доротею Гзелль, жену художника Гзелля, к-рая золотила клешни крабов, делала подставки из бархата, оформляла кружевами младенч. ручки и ножки и т.п.
Тогда же родился жанр иллюстрированных «Анатомий» с гравированными композициями, изображающими скульптуры из анатомированных органов типа вышеописанных - как реально виденные, так и порожденные воображением художников. Крупнейшее в России собрание «Анатомий» находится в Центр. Военно-Морской б-ке (СПб.).
Несмотря на явный интерес Петра I - истинного человека барокко, однажды демонстрировавшего публике устройство организма на только что отрубленной голове его бывшей возлюбленной Марии Гамильтон, А.Т. и коллекции не получили широкого распространения в России, выполняя более учебные, нежели общекультурные функции. К феномену А.Т. типологически близки в эту эпоху публичные казни (особ. испанские auto de fe - «действо веры»). Очень частые в России в период раннего барокко (весь 17 в. царствования Петра I, в т.ч. знаменитая Стрелецкая казнь, и Анны I), они прекратились с воцарением Елизаветы I, отменившей смертную казнь (была восстановлена 120 лет спустя). Театрализация, отражающая единство практического и культурного, проявлялась не только в публичном анатомировании мертвых тел, но и в хирургии: вплоть до открытия антисептики хирурги нередко оперировали в парадных костюмах, превращая операцию в комментированное зрелище для избр. публики.