АНАПЕСТ (от греч. -
обратный (дактилю), букв. - отраженный назад) - в силлабо-тонич. системе
стихосложения - метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на
3-м слоге; сильное место обычно заполняется ударным, слабые - безударными
слогами. Кол-во стоп определяет размер анапестич. стиха (напр., 3-стопный
А.: «Что ты жадно глядишь на дорогу / В стороне от весёлых подруг?» - Н.А.
Некрасов). Пропуски метрич. ударений в А. встречаются крайне редко (напр.,
«Русокудрая, голубоокая»), часты сверхсхемные ударения. В рус. стихосложении
А. как самостоят. стопу «восходящего метра» впервые выделил М.В. Ломоносов
(«Письмо о правилах рос. стихотворства», 1739), за ним - В.К. Тредиаковский.
Первые стихи, написанные А. на рус. яз., появляются в 18 в. (А.П. Сумароков,
А.А. Ржевский). В нач. 19 в. из эксперимент. А. становится равноправной
формой, получая наряду с амфибрахием и дактилем распространение в балладном
стихе; гл. размеры - чередующиеся 3-4-стопники (В.А. Жуковский, А.С. Пушкин
и др.). В сер. 19 в. А. (гл. обр. 3-стопный и 5-стопный) широко употребителен
в лирике (Л.А. Мей, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, К.М. Фофанов); в это же время
входит в поэтич. практику вольный А. («Размышления у парадного подъезда»
Н.А. Некрасова). В нач. 20 в. 5-стопный А. переходит из лирики в эпос (Б.П.
Пастернак. Девятьсот пятый год); впервые появляются сверхдлинные анапестич.
размеры (напр., 8-стопник у В.Я. Брюсова); начинает широко использоваться
4-стопный А. с цезурными наращениями (напр., «У хорошенькой ласточки /
Переломана лапочка» - И. Северянин). В совр. рус. поэзии А. - самый популярный
из 3-сложников, особенно распространены 2- и 5-стопные размеры (последние
- часто с цезурными наращениями).