АНАГРАММА (от греч.
- пере, - буква) - слово, образованное перестановкой букв (фонем) другого
слова. В поэтике - термин, введенный Ф. де Соссюром (в записях, при жизни
не опубликов.), обозначающий особый прием в поэзии: зашифровывание нек-рого
слова («ключевое слово»), как правило имени собственного, путем «расчленения»
его на отдельные фонемы или комплексы фонем, которые располагаются в тексте
в другом порядке, «прячутся», но в то же время могут находиться в заметных
точках стиха, нагнетаются с повышенной частотностью (по сравнению с обычной
частотностью в речи) или располагаются близко друг от друга в рамках строки.
Первонач. А. была несомненно приемом сакральной поэзии (в частности, Соссюр
и позднейшие исследователи находили А. в гимнах «Ригведы»), где использовалась
для зашифровки имени божества. Хорошо известна в фольклорной загадке (в
загадку входит А. «разгадки», т.е. загаданного слова): «Черный конь прыгает/скачет
в огонь» (кочерга); «Туша у ней уши, а головы нет» ( Ушат); «Стоит копытце
полно водицы (Колодец). Иногда «ключевое слово» может и присутствовать
в тексте, как в стихотворении Мандельштама «Пусти меня отдай меня Воронеж»
(«Воронеж - ворон, нож») или в сонете Вяч. Иванова «В морях горит - Сирена
Маргарита». Вероятно, у Иванова и младших поэтов, учившихся у него теории
поэзии (особенно развита А. у акмеистов) использование А. было не просто
осознанным приемом, но фактом науч. рефлексии: Иванов учился у Соссюра
санскриту и, вероятно, был знаком с его идеями. Относит. продуктивности
и правомочности понятия А. нередко высказываются сомнения, отчасти обоснов.,
поскольку границы между достоверными, вероятными и сомнит. (иногда просто
невероятными) случаями остаются зыбкими, а критерии - весьма относит.,
отчасти же - преувеличены и вызваны просто неумеренным и неумелым использованием
анализа А., к-рый при должной осторожности может быть надежным и ценным
инструментом.