РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АНАФЕМА

АНАФЕМА

АНАФЕМА АНАФЕМА (греч. - отлучение от - откладывать, отставить назад) - формула отречения от церкви, произносимая в первый «сборный» воскресный день Великого поста. А. произносится лицам, сомневающимся в Символе веры: «отрицающим бытие Божие и утверждающим, что мир самобытен и всё в нем без Промысла Божия; глаголющим Бога, не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосердна, премудра, всеведуща, и подобные хуления произносящим; дерзающим глаголати, что как Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, так же и Дух Святой, и исповедывающим, что они не Бог Единый; безумие глаголющим, не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение; не приемлющим благодати искупления, Евангелием проповеданного, как единственного нашего к оправданию перед Богом средства; дерзающим глаголати, как Пречистая Дева Мария не бысть прежде Рождества, в Рождестве и по Рождестве дева; не верующим, что Дух Святый умудрил пророков и апостолов и через них возвестил нам истинный путь к вечному спасению и утвердил сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет на всякую истину; отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесах, а за грехи осуждение; отмещущим все таинства святая, Церковью Христовой содержимая; отвергающим Соборы святых отец и их Предания, Божественному Откровению согласная, и православно-кафолическою Церковью благочестно хранимая; промышляющим, как православные государи возводятся на престолы не но особому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого сего знания в них не изливаются; и тако дерзающим против них на бунт и измену, как Гришке Отрепьеву, Ивану Мазепе и прочим подобным; ругающим и хулящим святые иконы, их же святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оные, к благочестию и к оных подражанию приемлет, и глаголящим: оные быти идолы».

Среди преданных А. Рус. Правосл. Церковью - С. Разин, Е. Пугачев, Л.Н. Толстой (см. рассказ А.И. Куприна «Анафема», 1913).

Лит: Быстротоков А. А. Анафема, или Торжество Православия... СПб., 1863.