РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АМПИР

АМПИР

АМПИР АМПИР (от франц. empire - империя) - худож. стиль в иск-ве 19 в., завершивший развитие классицизма. Сложился в нач. 19 в. в наполеоновской Франции. «Имперскому стилю» предшествовали варианты классицизма, соответствовавшие этапам франц. истории: революция, директория, консульство (revolution, directoire, consulat). Для А. характерна ориентация на иск-во Римской империи с ее культом гос-ва и его воен. мощи. Образцовыми произв. А. считаются работы франц. арх. III Персье и П.Ф.Л. Фонтена. Тогда же А. проникает на русскую почву, а после победы над Наполеоном - господствующий архит. стиль Пб., органич. выражение идеи имперской государственности и воен. побед. Предшественник А. в России - архитектор Павла I В. Бренна. Первые пам. А. в России - ансамбли Стрелки Васильевского острова Ж.Тома де Томона (проект -1801), Адмиралтейство А.Д. Захарова (1806), Казан, собор (1800) и Горный институт (1806) А.Н. Воронихина, многочисленные постройки Л. Руска 1800-1810 гг. Своеобр. канон рус. ампира создали ученик В. Бренны К.И. Росси, завершивший орг-цию центра Пб. грандиозным подобием рим. Форума (ансамбли Дворцовой, Александрийской, Михайловской и Сенатской площадей, 20-е - нач. 30-х гг.), и В.П. Стасов (ансамбль Марсова поля, Нарвские и Моск. триумфальные ворота). Крупнейшим представителем А. в Москве был О.И. Бове (Большой т-р, 1820-24; 1-я Градская б-ца, 1828; Триумфальные ворота, 1827). Формы и декорат. мотивы А. были развиты также в стр-ве частных особняков, («интимный А.», служащий выражением скорее культа самодостаточности частной жизни, являясь архитектурным соответствием сентиментализму: многочисл. особняки Москвы, Пб. и провинции, напр. дом Кологривовых в Калуге). Идеальный ансамбль А. - усадьба графа А.А. Аракчеева Грузино, созд. Ф.И. Демерцовым и В.П. Стасовым (не сохранилась). Архитектурный стиль А. в интерьере отмечен единством проекта, (один из немн. сохранившихся образцов - Парадный кабинет Александра I в Б. Царскосельском дворце). А. в скульптуре: произв. И.П. Мартоса, В.И. Демут-Малиновского, И.П. Прокофьева, С.С. Пименова, Б.И. Орловского и др. А. в значит. степени повлиял на развитие архитектуры, неоднократно возникая на почве эстетизации «золотого века» в творчестве мастеров нач. 20 в. (дача Половцева на Каменном о-ве в СПб., арх. И.А. Фомин, 1910-е гг.) и принимая часто утрированные брутальные формы в архитектуре т.н. сталинского А. - господствующего арх. стиля 1930-60 гг. (Совет Министров УССР в Киеве, И.А. Фомин при участии П.В. Абросимова, 1934).


АМПИР
Здание Публ. б-ки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина