АМПИР (от франц. empire
- империя) - худож. стиль в иск-ве 19 в., завершивший развитие классицизма.
Сложился в нач. 19 в. в наполеоновской Франции. «Имперскому стилю» предшествовали
варианты классицизма, соответствовавшие этапам франц. истории: революция,
директория, консульство (revolution, directoire, consulat). Для А. характерна
ориентация на иск-во Римской империи с ее культом гос-ва и его воен. мощи.
Образцовыми произв. А. считаются работы франц. арх. III Персье и П.Ф.Л.
Фонтена. Тогда же А. проникает на русскую почву, а после победы над Наполеоном
- господствующий архит. стиль Пб., органич. выражение идеи имперской государственности
и воен. побед. Предшественник А. в России - архитектор Павла I В. Бренна.
Первые пам. А. в России - ансамбли Стрелки Васильевского острова Ж.Тома
де Томона (проект -1801), Адмиралтейство А.Д. Захарова (1806), Казан, собор
(1800) и Горный институт (1806) А.Н. Воронихина, многочисленные постройки
Л. Руска 1800-1810 гг. Своеобр. канон рус. ампира создали ученик В. Бренны
К.И. Росси, завершивший орг-цию центра Пб. грандиозным подобием рим. Форума
(ансамбли Дворцовой, Александрийской, Михайловской и Сенатской площадей,
20-е - нач. 30-х гг.), и В.П. Стасов (ансамбль Марсова поля, Нарвские и
Моск. триумфальные ворота). Крупнейшим представителем А. в Москве был О.И.
Бове (Большой т-р, 1820-24; 1-я Градская б-ца, 1828; Триумфальные ворота,
1827). Формы и декорат. мотивы А. были развиты также в стр-ве частных особняков,
(«интимный А.», служащий выражением скорее культа самодостаточности частной
жизни, являясь архитектурным соответствием сентиментализму: многочисл.
особняки Москвы, Пб. и провинции, напр. дом Кологривовых в Калуге). Идеальный
ансамбль А. - усадьба графа А.А. Аракчеева Грузино, созд. Ф.И. Демерцовым
и В.П. Стасовым (не сохранилась). Архитектурный стиль А. в интерьере отмечен
единством проекта, (один из немн. сохранившихся образцов - Парадный кабинет
Александра I в Б. Царскосельском дворце). А. в скульптуре: произв. И.П.
Мартоса, В.И. Демут-Малиновского, И.П. Прокофьева, С.С. Пименова, Б.И.
Орловского и др. А. в значит. степени повлиял на развитие архитектуры,
неоднократно возникая на почве эстетизации «золотого века» в творчестве
мастеров нач. 20 в. (дача Половцева на Каменном о-ве в СПб., арх. И.А.
Фомин, 1910-е гг.) и принимая часто утрированные брутальные формы в архитектуре
т.н. сталинского А. - господствующего арх. стиля 1930-60 гг. (Совет Министров
УССР в Киеве, И.А. Фомин при участии П.В. Абросимова, 1934).