АЛУПКА - дворцово-парковый
ансамбль на Юж. берегу Крыма, эталон романтизма в рус. садово-парковом
иск-ве. В отличие от романтич. парков имп. резиденций в Царском Селе и
Петергофе А. - синтез иск-ва, ист. реминисценций, реально присущих Тавриде,
и юж. природы, фантастич. сочетание моря с горами, камня с лесом, дикости
природы с изяществом цивилизации. Усадьба строилась для ген.- губернатора
Новороссии графа М.С. Воронцова начиная с 1820-х гг. Сохранился Чайный
домик в виде классич. колоннады с фонтаном (арх. Ф. Эльсон). Осн. работы
велись в 1830~46. На формирование худож. замысла б. влияние оказала супруга
графа, Елизавета Ксаверьевна, урожд. Браницкая, воспитывавшаяся в принадлежавшей
ее семье знаменитой раннеромантич. усадьбе Александрия. Дворец построен
из камня диабаза, добытого из местных скал, по проекту англ. арх. Эд. Блора,
стр-вом руководил англ. арх. Вильям Гунт, гл. садовник - К. Кебах. Причудливая
архитектура дворца - один из ранних образцов утонченной эклектики. Вытянутое
с зап. на восток здание состоит из неск. 1- и 2- этаж. корпусов, с двориками,
лестницами, подпорными стенами. Его зап. часть напоминает ср.-век. замок,
сев. фасад решен в типичном для англ. романтизма стиле Тюдор, юж. фасад,
обращенный к морю, соединяет неоготич. формы с чертами вост. арх-ры. Стены
здания увиты плющом, глициниями, розами. Общая конфигурация дворца напоминает
очертания близлежащей горы Ай-Петри, в свою очередь кажущейся в этом контексте
фантастич. замком. В панораме с моря парк воплощает последоват. смену истор.
эпох: первозданная природа у прибрежных скал, античность павильона-колоннады
и расположенных выше на террасах «садов Платона», Возрождение и Новое время
пейзажного парка верхнего яруса. Выше, от сев. фасада дворца в сторону
гор, расположены Малый и Большой хаос, возвращающие в первозданную природу:
нагромождения скал со множеством ручейков, каскадов и озёр, с лабиринтами,
дикими зарослями и громадными глыбами камня (один из них, Лунный, имеет
выс. 10 м и длину 20 м).
Алупка
Парк расположен на террасах,
ко дворцу поднимается лестница с итал. мраморными львами - спящими внизу,
просыпающимися на след. площадке и готовыми к бою на верхней. Парадная
верхняя терраса включает цветоч. партеры, мраморные фонтаны и скамьи. Многочисл.
фонтаны, в т.ч. типа бахчисарайского «фонтана слез», расположены и в др.
местах. Есть также неск. источников, среди к-рых один, у зап. входа, декорирован
в вост. духе и имеет романтич. назв. «Трильби». Разнообр. растит. мир А.
включает множество субтропич. видов, а также экзотич. привозных (кипарисы
и кедры - эмблема Юж. Крыма, платаны, секвойи, пихты, араукарии, коралловое
дерево, олеандры, магнолии, лавр, самшит).
Пейзажи А. писали И.К. Айвазовский,
имя к-рого носит приморская скала с видовой площадкой, И.И. Левитан, А.И.
Куинджи, В.И. Суриков, В.Э. Борисов-Мусатов и мн. др. А. определила в осн.
стилистику усадеб и парков Тавриды и Кавказа. Дворец А. сохранил отделку
и убранство интерьеров, в осн. в неоготике, с 1921 - дворец -музей.
Лит.: Косаревский
И.А. Иск-во паркового пейзажа. М., 1977; Вергунов А.П., Горохов В.А. Рус.
сады и парки. М., 1988.