РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АЛЬТМАН Нат. Исаевич

АЛЬТМАН Нат. Исаевич

АЛЬТМАН Нат. Исаевич АЛЬТМАН Нат. Исаевич (1889-1970) живописец, график, скульптор, театр. художник. Род. в Виннице, 4 года учился в Одесском худож. уч-ще. Живя в 1911 в Париже, посещал студию Марии Васильевой. Париж. впечатления оказали б. влияние на творчество А. Приехав в 1912 в Пб., А. вскоре приобретает известность как рисовальщик и живописец (графич. серии «Евр. графика», «Картинки Натана Альтмана», и др.); живопись с контрастными сочетаниями ярких тонов, декоративностью, насыщ. светом. (преим. портрет, где удачно сочетал оригин. формы выразительности с глубоким психологизмом, напр. знаменитый портрет Анны Ахматовой).

После Окт. рев-ции 1917 преподает, организует музеи и выставки, оформляет массовые праздники, делает ряд скульпт. работ в рамках ленинского плана монумент. пропаганды (А. Луначарский, С. Халтурин, В. Рентген). В 1920 создает бронзовый бюст В.И. Ленина, положив тем самым начало т.н. худож. Лениниане. Пишет портреты М. Горького, С. Есенина, В. Вересаева, А. Толстого. С нач. 20-х гг. выступает как театр. художник; сотрудничает с Вахтанговым («Гадибук», студия «Габима») и Грановским («Уриель Акоста», ГОСЕТ), соединяя легкие лаконичные конструкции с красочными предметами быта. В 1921 оформляет программный для рев. т-ра спектакль - «Мистерию-Буфф» В.В. Маяковского на арене Моск. госцирка. В 1928-35, живя в Париже, продолжает работать как живописец и театр. художник (в т.ч. спектакль «Бронепоезд 14-69» в Т-ре интернацион. действия).

Вернувшись в Ленинград, работал преим. для т-ра (спектакли по пьесам У. Шекспира «Король Лир», «Отелло», «Гамлет», в оформлении к-рых ср. век. колорит создавали лаконичные фрагменты зодчества, шпалеры с изображением сцен охоты и сражений; оформление спектакля «Маскарад» по М.Ю. Лермонтову); создал также эскизы костюмов к к/ф «Дон Кихот». Автор серии «театр. картин» (60-е гг.).