РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

АЛЬТЕРАЦИЯ

АЛЬТЕРАЦИЯ

АЛЬТЕРАЦИЯ АЛЬТЕРАЦИЯ (от лат. alteratio - изменение; нем. Alterierung) - в музыке: любое изменение высоты к.-л. звука без изменения его названия. Знаки А. в традиц. нотации: повышение осн. звука на полтона обозначается при помощи знака - диез, на целый тон х дубль-диез; понижение осн. звука на полтона обозначается при помощи знака - бемоль, на целый тон - дубль-бемоль. Отказ от А. обозначается знаком - бекар. Систематическое применение А. в тональной музыке обозначается путем выставления знаков А. в начале нотной строки вслед за ключом (так наз. ключевые знаки) либо в процессе развертывания пьесы при смене тональности (модуляция). Т.н. случайные знаки А. обычно действуют только на протяжении того такта, где они появляются, и следующая тактовая черта автоматически отменяет их.

Применяют также понятия ладовой и модуляционной А. Ладовая А. - повышение или понижение неустойчивых ступеней лада с целью обострения их тяготения к устойчивым ступеням. Тоны и аккорды, возникшие в результате ладовой А., называют альтерированными. Модуляционная А. указывает на изменение самих устойчивых ступеней с наступлением новой тональности.

Расцвет А. как доминирующего фактора в гармонич. системе связан с эпохой романтизма. Приемы ладовой А. - приметы авторского письма мн. рус. композиторов (Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Лядова, Рахманинова, Скрябина, Мясковского, Прокофьева, Шостаковича и др.).

Лит.: Аэрова Ф . Ладова альтерация. Киев, 1962; Способин И. Лекции по курсу гармонии. М., 1968.